• Полезная информация:

Коэффициент в смете на арматуру


Расход арматуры в расценке не соответствует проекту

Ведется строительство монолитного железобетонного резервуара, в состав которого входит пло­ская фундаментная плита, стены и безбалочное перекрытие, объединенные между собой выпусками арматуры с шагом 200 мм.

В проекте заложен следующий расход арматуры:

  1. Для фундаментных шит расход арматуры составляет 23,15 т на 100 м3
  2. Для стен толщиной более 150 мм расход арматуры составляет 17 т на 100 м3

В смете проектировщики заложили расценку ФЕР 06-01-062-04 «Устройство стен и плоских днищ при толщине более 150 мм прямоугольных сооружений» с расходом арматуры 14,6 т на 100 м 3. Данная расценка не соответствует проектным решениям, а именно расходу арматуры и, соответственно, не учитывает фактических затрат труда рабочих и машин на сборку и вязку арматуры.

Будет ли корректным применить расценку ФЕР 06-01-049-03 «Устройство бункеров общего назна­чения с толщиной стен более 200 мм»? Расход стали составляет 17,9 т на 100 м3 (об использовании дан­ной расценки говорилось в ответе на вопрос 2.1.3.18, приведенном в книге «Консультации по вопросам ценообразования в строительстве. Часть III. 2006 г.»).

Если данная расценка в нашем случае не применима, можно ли руководствоваться п. 4.3 МДС 81-36- 2004 «превышение расхода стали по проекту на 10% и более в сравнении с расходом, предусмот­ренным нормами. В таких случаях следует учитывать дополнительные трудозатраты непосред­ственно в локальных сметах отдельной строкой».

Заказчик, ссылаясь на п. 1.6.41 Технической части ФЕР 06:

«Затраты по установке арматуры сверх учтенной ФЕР в районах, где таковые затраты но­сят не случайный, а систематический характер (районы с сейсмичностью 7 и более баллов, районы со слабыми грунтами и т.д.), следует учитывать непосредственно в локальных сметах дополнительно»,

считает, что раз наш объект не находится в районе сейсмичностью 7 и более баллов и в районе со сла­быми грунтами, то затраты не носят систематический характер и дополнительные затраты по уста­новке арматуры, сверх учтенной в ФЕР, не следует учитывать.

Ответ

На вопрос, как следует понимать фразу «затраты носят не случайный, а систематический харак­тер», включенной в п. 1.6.41 Технической части ФЕР-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», не сможет ответить ни один филолог.

Сметчики должны опираться на понятные формулировки и, в частности, на п. 4.3 «Указаний по при­менению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР- 2001» МДС 81-36.2004: «4.3. В единичных расценках на монолитные железобетонные конструкции учтен усредненный рас­ход арматуры исходя из общей массы всех видов армирования (каркасами, сетками, отдельными стержнями). Если устанавливаемая в соответствии с проектом арматура по классу, способу и массе армирования, отличается от принятой в соответствующих ГЭСН и ФЕР, при составлении сметной документации класс стали и расход арматуры следует принимать по проектным данным с заменой в единичных расценках стоимости арматуры без корректировки затрат на оплату труда рабочих и затрат на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. Исключение составляют случаи, когда по гидрогеологическим или другим условиям (строительство на слабых грунтах, в сейсмических районах и т.д.) имеет место превышение расхода стали по проекту на 10 % и более в сравнении с расходом, предусмотренным нормами. В таких случаях следует учиты­вать дополнительные трудозатраты непосредственно в локальных сметах отдельной строкой ».

В том случае, если по условиям строительства (не только строительство на слабых грунтах и в сейс­мических районах, но и в других условиях, например при значительном давлении жидкости на стенки резервуара) и, согласно принятым в проекте решениям, будет иметь место превышение расхода стали по проекту на 10 % и более в сравнении с расходом, предусмотренным нормами, то в таких случаях следует учитывать дополнительные трудозатраты по укладке сверхнормативной стали непосредственно в локаль­ных сметах отдельной строкой.

smetnoedelo.ru

Вопрос по стоимости арматурных каркасов и сеток

В связи с производством работ по устройству монолитных ж/б конструкций возник заурядный вопрос по стоимости арматурных каркасов и сеток.

В Выпуске 2, Часть 1, «Изменений и дополнений к Государственным элементным сметным нормам на строительные работы», приведены дополнения к Технической части Сборника № 6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные»: «1.37. Понятие «арматура», приведенное в таблицах Сборника № 6 ГЭСН-2001 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» надлежит понимать как арматурные каркасы и сетки, полученные от изготовителя и установленные в опалубку в готовом виде».

При составлении сметного расчета нашей организацией к расценке на устройство монолитных ж/б конструкций применяется «Надбавки за сборку и связку (вязку) плоских и пространственных каркасов и сеток» (поз. с 204-0032 по 204-0055). С данными надбавками у Заказчика вопросов не возникает. Но, помимо данных надбавок, нами в смете дополнительно учитываются работы по резке и гнутью данной арматуры (как оказание услуг), т.к. на строительную площадку арматура поступает от поставщиков длиной 11,7 м/п. Для изготовления арматурных заготовок необходимых размеров и форм (согласно проекту) на территории строительной площадки нами производятся работы по ее резке и гнутью. Данные виды работ Заказчик из сметного расчета вычеркивает, ссылаясь на то, что данные работы предусмотрены в расценке «Надбавки за сборку и связку (вязку) плоских и пространственных каркасов и сеток». Неоднократные объяснения, что данные затраты (надбавки) предусматривают собой работы только по вязке (сварке) готовых арматурных каркасов из арматурных заготовок, нарезанных и гнутых согласно проекту, для специалистов Заказчика являются неубедительными.

На основании вышеизложенного просим Вас детально разъяснить, что подразумевается в расценках «Надбавки за сборку и связку (вязку) плоских и пространственных каркасов и сеток» (204 коды)?

Входят ли работы по резке и гибке арматуры в данные надбавки, если металлопрокат (арматура) поступает на строительную площадку длиной 11,7 м/п?

Правомерно ли применение нами в смете дополнительных работ по резке и гнутью арматуры?

Ответ

Арматура, поставляемая предприятиями-производителями или оптовыми поставщиками длиной 11,7 м.пог. - это арматура, которая учитывалась в Федеральном сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве в редакции 2001 года по 101 кодами (арматура в хлыстах) в части I «Материалы для общестроительных работ», разделе 1.01 «Материалы для общестроительных работ», подразделе «Металлопрокат», группе «Прокат для армирования».

В Федеральном сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (в редакции 2014 года) арматура по 101 кодам не упоминается, так как в нормах и расценках эти коды не учитываются. Арматура по 204 кодам учтена в Федеральном сборнике сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (редакции 2014 года), части II «Строительные конструкции и изделия», разделе 2.04 «Арматура товарная для железобетонных конструкций», подразделе «Арматура товарная для железобетонных конструкций», группе «Горячекатаная арматурная сталь», коды 204-0001 -204-0027; 204-0101 -204-0133.

Арматура по 204 кодам, учитываемая в нормах и расценках — это арматурные заготовки, которые еще называют товарной арматурой или арматурой, порезанной в размер. Стоимость арматуры по 204 кодам учитывает все затраты по изготовлению арматурных заготовок (стоимость арматуры в хлыстах по 101 кодам + затраты по резке и гнутью арматуры + трудноустранимые потери и отходы арматуры).

Сметные цены на готовые арматурные каркасы и сетки (сваренные и вязаные) определяются по ценам заготовок с учетом надбавок за сборку и связку (вязку) плоских и пространственных каркасов и сеток. Сметные цены на гнутые каркасы и сетки, имеющие не более двух линий сгиба, оплачиваются по сметным ценам на плоские каркасы и сетки, а имеющие три и более линий сгиба — по сметным ценам на пространственные каркасы.

В смете следует учитывать арматуру по 204 кодам, а надбавки за сборку и вязку плоских или пространственных сеток и каркасов приводить в зависимости от количества линий сгиба.

Учитывая вышеизложенное, включение в сметные расчеты затрат по резке и гнутью арматуры неправомерно.

smetnoedelo.ru

Подрядчик при изготовлении арматуры не учел отходы. Что делать?. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.

В процессе строительства объекта могут образовываться отходы, которые непригодны к использованию на этом объекте. Обычно возможность возникновения таких отходов учитывается в проектно-сметной документации. А что делать, если подрядчик, осуществляющий строительство, забыл отразить такие отходы в соответствующих документах? 

Ситуация

Подрядчик за счет средств местного бюджета возводит жилой дом по договору строительного подряда. По этому договору поставку арматурных стержней одной длины на объект осуществляет заказчик. При изготовлении арматурных каркасов у подрядчика возникли неделовые отходы этих стержней, которые невозможно использовать при строительстве дома. В проектных же спецификациях на изготовление арматурных каркасов и сметах заложен расход арматуры без учета отходов.

В акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2б подрядчик включал количество арматуры в соответствии со сметами без учета трудноустранимых потерь.

Таким образом, у подрядчика на забалансовом счете числится около 5 т арматурных стержней, принятых как материал заказчика. На деле же это непригодные отходы (металлолом).

Что подрядчику и заказчику делать в такой ситуации?

Выход из этой ситуации есть.

Сразу скажем, что неделовые отходы металлопроката, возникшие при переработке арматурных стержней в условиях стройки, можно отнести к трудноустранимым отходам арматурной стали и закладных деталей (подп. 1.7.3 Положения о порядке разработки производственно-технических норм расхода цемента, металлопроката и древесины на предприятиях стройиндустрии Минстройархитектуры Республики Беларусь, утвержденного приказом Минстройархитектуры от 31.12.1998 № 440).

Подрядчик в актах формы С-2б трудноустранимые потери не отражал, поскольку потери металлопроката не были учтены в спецификациях. То есть в сметы была включена норма расхода арматуры по спецификациям рабочих чертежей без трудноустранимых отходов. В результате подрядчик не вправе при составлении актов формы С-2б включать в них трудноустранимые потери (отходы арматурных стержней).

В такой ситуации можно поступить следующим образом.

Подрядчику, когда у него образовалось некое количество неделовых отходов арматуры, нужно обратиться к заказчику с просьбой, чтобы разработчик проекта пересмотрел сметную потребность в металлопрокате.

В таком случае, как правило, представители заказчика, технадзора, подрядчика и проектировщика составляют в произвольной форме акт образования отходов арматуры, в котором указываются объемы уложенной арматуры, объем отходов, после чего определяется процент неделовых отходов.

На основании этого акта и задания заказчика на внесение соответствующих изменений разработчик проекта выполняет корректировку проектно-сметной документации (ПСД).

После внесения изменений в ПСД нужно предусмотреть в договоре строительного подряда порядок корректировки неизменной договорной (контрактной) цены (в соответствии с п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением СовМина от 18.11.2011 № 1553) и порядок действий заказчика и подрядчика по взаиморасчетам и возврату неиспользованного материала заказчика (при наличии).

Кроме того, в договоре желательно указать:

списание подрядчиком фактического расхода арматурной стали, т.е. в соответствии с производственно-технической нормой, заложенной проектировщиком с учетом неделовых отходов;

возврат заказчику по завершении монолитных работ остатков его материалов (фактических отходов), не включенных в ведомость материалов заказчика, при их наличии (часть первая ст. 667 ГК).

В свою очередь, заказчик неделовые отходы арматуры, которые можно отнести к вторичным материальным ресурсам (в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами") и которые в дальнейшем могут использоваться в качестве вторсырья, вправе сдать заготовительным организациям.

smetnoedelo.by

Надбавка за сборку и сварку каркасов и сеток

В смете на строительство монолитного жилого дома отдельными позициями учтена стоимость товарной арматуры (не сетки пни каркасы), но Заказчик отказывается включать в смету применение надбавок к ценам заготовок за сборку и сварку каркасов и сеток , ссылаясь на п. 1.3. Технической части Сборника ТЕР-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», где сказано, что в рас­ценках учтена установка арматуры со сваркой или вязкой арматуры.

Что предусматривают вышеука­занные надбавки и в каких случаях их можно учитывать?

Ответ.

1. Региональный центр многократно давал разъяснения по вопросу стоимости арматуры для железо­ бетонных конструкций (см. журналы «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и смет­ ного нормирования в строительстве» № 1/2008, стр. 16, вопрос 4.02).

В «Изменениях и дополнениях к Государственным элементным сметным нормам на строительные работы» Выпуск 2, Часть 1 приведены дополнения к Технической части Сборника № 6 «Бетонные и желе­зобетонные конструкции монолитные»: «1.37. Понятие «арматура», приведенное в таблицах Сборника № 6 ГЭСН-2001 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» надлежит понимать как арматурные каркасы и сетки, полученные от изготовителя и установленные в опалубку в готовом виде».

Из этого можно сделать вывод о том, что в расценках на устройство монолитных железобетонных конструкций нужно учитывать стоимость арматурных каркасов и сеток, а в нормах и расценках, по­мимо затрат по их установке, учтены только затраты на соединение каркасов и сеток в установленной опалубке. Если в территориальных расценках стоимость арматуры вынесена за расценку, как, например, это сделано в ТЕР-2001 Санкт-Петербурга, то ее стоимость следует учитывать дополнительно.

Так как в нор­мах рекомендуется включать арматуру с кодом 204-0000, то этот код означает арматурные заготовки или «товарная арматура». В отличие от проката, в арматурных заготовках учтены затраты на изготовление арматурных стержней определенного размера.

Вместе с тем следует понимать, что арматурные стержни сами по себе в конструкции не работают. Они работают в том случае, когда они объединены с помощью сварки или хомутами в плоскую или пространственную конструкцию, т.е. сетку или каркас. Подрядная организация в условиях строительной площадки создает эти конструкции непосредственно в теле пере­крытия, стены и т.д., то есть раскладывает отдельные стержни продольной и поперечной арматуры с опре­деленным шагом, соединяет эти стержни между собой с помощью сварки или вязальной проволоки, полу­чая, таким образом, плоскую сетку, создает необходимую толщину защитного слоя, соединяет верхнюю и нижнюю сетки с помощью монтажной арматуры и получает пространственную конструкцию.

Таким обра­зом, в условиях строительной площадки из отдельных стержней создаются арматурные сетки и каркасы, которые могут быть изготовлены и в заводских условиях с той лишь разницей, что при изготовлении в заводских условиях они могут быть дороже.

Затраты подрядной организации по изготовлению таких кон­струкций нормами и расценками не учтены и должны учитываться дополнительно или по калькуля­циям подрядной организации или в виде надбавок к ценам заготовок за сборку и сварку пространст­венных каркасов или сеток плоских по коду 204-0032 - 204-0057.

smetnoedelo.ru


Смотрите также