• Полезная информация:

Отличие сметы от спецификации


Включаем оборудование в спецификации правильно. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.

В процессе разработки проектной документации организация столкнулась с требованием заказчика полностью исключить из спецификации оборудования наименования моделей, оставив только характеристики. Однако в соответствии с п. 4.7 ГОСТ 21.110-2013 «Система проектной документации для строительства. Спецификация оборудования, изделий и материалов», утвержденного постановлением Госстандарта от 15.03.2015 № 13 (далее – ГОСТ 21.110-2013), в графе «Тип, марка, обозначение документа, опросного листа» указываются тип, марка оборудования, изделия, обозначение стандарта, технических условий или другого документа, а также обозначение опросного листа, если порядок заказа предусматривает составление опросных листов.

Как в таком случае составлять проектную смету, если в проекте будут отсутствовать конкретные модели? Правомерно ли такое требование заказчика и соответствует ли действующему законодательству?

Да, правомерно, если закупка оборудования не произведена на стадии предпроектной (предыинвестиционной) документации.

В задании на проектирование для объектов производственного и агропромышленного назначения, инженерно-технической и транспортной инфраструктуры в соответствии с Приложением Е к ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденному приказом Минстройархитектуры от 14.07.2014 № 196 (с учетом изменений № 1-2), указываются данные о закупках, произведенных заказчиком, сведения о проведенных конкурсах на закупку оборудования, а также указания о составлении технических заданий на закупку. При их отсутствии приводятся характеристики (в т.ч. стоимостные) основного технологического оборудования, заложенные в экономических расчетах (бизнес-плане, обосновании инвестиций).

Кроме того, при разработке проектной документации следует руководствоваться разъяснениями Минстройархитектуры от 01.07.2015 № 02-3-05/7183 следующего содержания:

«В соответствии с п. 4.15 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 27.03.2008 № 85 (с учетом изменений № 1-5), при разработке проектной документации на любой стадии проектирования разработчики определяют необходимое оборудование, конструкции, изделия и материалы. При этом в составе проектной документации выполняют спецификации оборудования, конструкций, изделий и материалов по форме, установленной ГОСТ 21.110-2013. В спецификациях приводят объем информации, достаточный для выполнения заказчиком всей процедуры закупки оборудования, изделий и материалов.

Включение в проектную документацию оборудования, изделий и материалов с указанием наименования конкретного производителя, торговой марки, закупка которых не произведена в соответствии с действующим законодательством, не допускается.

На основании вышеизложенного в техническом задании на закупку должны указываться технические показатели (характеристики) закупаемых товаров в соответствии с выполненными спецификациями. При этом в целях недопущения ограничения конкуренции описание не должно содержать ссылок на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, производителя, за исключением случаев, когда отсутствует иной способ описания требований заказчика к закупаемым товарам.

После завершения закупки оборудования, изделий и материалов по поручению заказчика проектная организация на договорной основе вносит изменения в спецификации на основании паспортных данных фактически закупленного оборудования, изделий и материалов, представляемых заказчиком».

В соответствии с подп. 8.4 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 19.11.2011 № 51 (в редакции от 28.03.2016 № 9), стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика.

Из обращения следует, что до настоящего времени заказчиком не проведены торги по закупке технологического оборудования и не переданы исполнителю документы на установку оборудования. Таким образом, при разработке проектной документации должны быть разработаны технические задания на закупку данного оборудования, если это предусмотрено заданием на проектирование, либо использованы характеристики (в т.ч. стоимостные) основного технологического оборудования, заложенные в экономических расчетах (бизнес-плане, обосновании инвестиций). В проектной смете указывается стоимость оборудования, определяемая на основании исходных данных заказчика (текущих ценах аналогичного оборудования на рынке), а после завершения закупки оборудования по поручению заказчика проектная организация на договорной основе вносит изменения в спецификации на основании паспортных данных фактически закупленного оборудования, изделий и материалов, представляемых заказчиком.

Сергей Мартынов, первый заместитель директора ОАО «НИИ Стройэкономика»

Иван Полхович, заведующий лабораторией ОАО «НИИ Стройэкономика»

Галина Ковалева, заместитель заведующего лабораторией ОАО «НИИ Стройэкономика»

smetnoedelo.by

Ведомость объёмов работ — Википедия

Ведомость объёмов работ (BOP) в интернациональном варианте Bill of quantities (BOQ) или Work breakdown structure (WBS) это документ используемый в строительстве для проведения тендера.

Обычно Ведомость объёмов работ включает в себя перечень материалов, оборудования, работ и отдельных дополнительных затрат необходимых для реализации проекта. В отличие от Сметы или других расчётов цены, Ведомость объёмов работ не содержит данных о фактической стоимости, а определяет только наполнение перечня затрат для дальнейшей оценки [1].

Позиции в Ведомости объёмов работ приоритетно имеют типовые единицы измерения (п.м., кв.м., куб.м., кг, т, день, месяц и пр.), при этом нередки случаи использования обобщённых вариантов (комплект, процент, резервная сумма, паушальная сумма и подобное).

Разработка Ведомости объёмов работ предполагает, что проектирование завершено и спецификации разработаны в полном объёме для отдельно выбранной стадии проектирования.

На практике Ведомость предоставляется подрядчикам для заполнения стоимостей, тем самым стандартизирует формат выдачи коммерческих предложений от участников. Ведомость объёмов работ упрощает работу участников тендера по оценке стоимости строительных работ, позволяя им опираться на единые для всех участников объёмы (вместо того, чтобы собирать объёмы с отдельных частей проектной документации), также Ведомость может включать дополнительные позиции по затратам, которые необходимо выделить отдельно в рамках коммерческого предложения от участника.

Обычно Ведомости объёмов работ разрабатывается специалистами по ценообразованию или сметчиками на основе проектной документации.

Ведомость может иметь разный уровень детализации, зависящий от уровня проработки проектной документации, имеющихся данных, а также цели дальнейшего использования. Существуют различные подходы к формированию Ведомости, при этом большая часть различий касается уровня детализации и практики учёта «не строительных» затрат[2].

Ведомости объёмов работ в дополнение к материалам, оборудования и строительным работам, обычно учитывает «не строительные затраты», которые выделяются отдельные блоками, но не определяются проектной документацией. К таким затратам могут быть отнесены затраты на страхование, хеджирование рисков, проектные работы, изыскания и прочее.

Затраты на непредвиденные расходы нередко включаются отдельной позицией в Ведомости объёмов работ .

Данные затраты должны прогнозно учитывать возможные неучтённые на данном этапе затраты, которые с высокой долей вероятности появятся на стадии строительства.

Практикуется использование двух типов Непредвиденных расходов.

Первый — именованный перечень возможных затрат (на пример: «Строительство дополнительной КНС»), то есть вносится известный и описанный риск.

Второй — резервирование фиксированной суммы или % от стоимости, то есть учёт общего риска по неопределённости в проекте.

Важно отметить, что Непредвиденные расходы никоем образом не являются компенсацией погрешности (точности) Бюджета проекта, который будет разрабатываться на основе Ведомости объёмов работ, т.к. Непредвиденные расходы определяют бюджет на риски по неопределённостям проекта, в то время как погрешность (точность) определяет риск отклонения по уже известным элементам проекта.

Ведомость объёмов работ в терминологии РФ[править | править код]

Ведомость объёмов работ раннее определялась на законодательном уровне, но при эволюции строительной индустрии данное определение было исключено как термин из законодательства, при этом нередко на неё встречаются оставшиеся в других подзаконных актах отсылки. На данный момент происходит конфликт заимствованного и устоявшегося термина, поэтому при упоминании Ведомости объёма работ необходимо уточнять в какой трактовке он используется.

В настоящий момент даже необходимость разработки Ведомость объёмов работ вызывает вопросы[3]. Это вызвано высокими трудозатратами на разработку Ведомость объёмов работ в соответствии ранее отменёнными нормами, поскольку для её создания необходимо существенно доработать проектную документацию относительно требований Постановления Правительства РФ N 87.

Основные документы определявшие Ведомость объёмов работ:[править | править код]

1. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»[4] в состав проектной документации, разработанной в соответствии с указанным постановлением, включение ведомости объемов строительных и монтажных работ не предусмотрено.

2. Ранее эти ВОР были частью РД. Ведомость объёмов строительных и монтажных работ ГОСТ 21.111-84[5].

3. Сейчас МР 21.01-95[6] указывает:

Спецификация оборудования, изделий и материалов является текстовым документом, определяющим состав оборудования, установок (блоков), изделий, устройств и материалов, предусмотренных рабочими чертежами соответствующего основного комплекта. Документ по существу является сводной спецификацией к соответствующему основному комплекту рабочих чертежей и предназначен для комплектования, подготовки и осуществления строительства, а также для составления сметной документации ресурсным (ресурсно-индексным) методом.

Это фактически Спецификация, но не Ведомость объёмов работ.

4. Фактически сейчас нет чётких требований состава и вида ВОР, это на уровне законодательных документов.

Но есть Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427[7], и п. 4.1 МДС 81‑35.2004

Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться:

исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная

документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ,

спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности

строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к

проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского надзора и акты на

дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;

Таким образом косвенно опять Ведомость объёмов работ считается частью проектной документации. При прохождении ГГЭ это трактуется именно так, в ГГЭ происходит сравнение Сметы с ВОР для подтверждения объёмов в сметах.

Фактически по старому пути работают старые проектные институты, где инженеры для сметного отдела формируют ВОР на основании ППР и Технологических карт.


Большинство участников строительной индустрии в коммерческом сегменте пользуются термином Ведомость объёмов работ как эквивалентным Bill of quantities, при этом сложные проекты с государственным финансированием чаше всего вынуждены вести разработку ВОР согласно устаревшей терминологии из-за требований ФАУ «Главгосэкспертиза России».

ru.wikipedia.org

Чем отличается смета от калькуляции

Для выполнения определенных работ или изготовления какой-либо продукции зачастую составляется расчет стоимости проводимых операций. А как он правильно называется – смета или калькуляция? И хотя этот вопрос достаточно сложен, мы все же попробуем дать на него исчерпывающий ответ.

Определение

Смета представляет собой расчет стоимости производимых работ на какой-то определенный период. Это значит, что сюда входит определенный перечень статей затрат, например, оплата труда сотрудников, расход материалов, оплата пошлин, налогов и сборов и иные затраты, связанные с данным видом деятельности. Смета может быть как плановой, так и фактической в зависимости от того, в какой период она составляется.

Калькуляция составляется на единицу производимой продукции или оказываемой услуги, причем в нее также включается перечень производимых затрат только на одну физическую единицу. Как правило, итоговое значение калькуляции включается в смету затрат на определенный объем работ.

к содержанию ↑

Сравнение

Самое главное различие между этими понятиями заключается в том, что одно представляет собой дополнение к другому, то есть калькуляция является частной категорией, а смета – общей. При выполнении какой-либо работы составляется калькуляция себестоимости производимой продукции или оказываемой услуги, в которую включаются расходы на осуществление этой деятельности, известные заранее. Иными словами, производитель всегда знает, какое количество материала необходимо на изготовление товара, сколько труда и электроэнергии будет при этом затрачено, поэтому калькуляция всегда имеет фактическое значение.

В свою очередь смета – понятие более широкое, поскольку включает в себя несколько производственных процессов, каждый из которых может иметь свою собственную калькуляцию. Кроме того, смета, как правило, включает и те расходы, которые напрямую не относятся к производственному процессу, например, оплату каких-либо гос. пошлин или услуг сторонних организаций. В связи с более широкими масштабами охвата на первоначальном этапе разрабатывается плановая смета, которая на определенных ступенях может корректироваться, а при выполнении поставленной задачи составляется фактическая смета, показывающая отклонения факта от плана.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Смета более широкое понятие, чем калькуляция.
  2. Смета составляется на определенный период, а калькуляция – на единицу продукции или услуги.
  3. Смета может корректироваться в процессе осуществления, калькуляция – никогда;
  4. Смета может быть как фактической, так и плановой, а калькуляция – только фактической.

thedifference.ru

Можно ли осуществлять замену материала в расценке

Проектная организация проводит переговоры с Заказчиком по разработке проектно-сметной документации. В частности, обсуждается вопрос, как составлять смету, если в расценке учтен материал с одними характеристиками, а по проекту требуется материал с другими характеристиками (по проекту материал имеет более высокие характеристики по прочности). Можно ли осуществлять замену материала?

Так как объект бюджетный, то Заказчик потребовал составлять смету по новой базе 2017 года и с учетом новых методик.

Ответ

Учитывая, что на бюджетных стройках Минстрой с 2018 года требует внедрения ресурсного метода расчета стоимости работ, ответ строится на применении норм, а не расценок.

Возможность замены материалов предусмотрена п. 4.13.3 и 4.13.4 «Методики применения сметных норм», утвержденной приказом Минстроя от 29.12.2016 № 1028/пр:

«4.13.3. Материалы, изделия и конструкции, тип, разновидность, класс или марка которых при определении сметной стоимости подлежат уточнению по проектным данным, приводятся с обобщенным наименованием, без указания конкретных характеристик.

4.13.4. По некоторым материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений, в таблицах сметных норм указываются только их наименование, а вместо нормативного показателя расхода соответствующего ресурса приводится литера «П». Расход таких материальных ресурсов при составлении сметной документации определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъектного склада до рабочей зоны (зоны монтажа) и их обработкой при производстве соответствующих видов работ в соответствии с «Правилами разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве» (РДС 82-202-96).».

Но в тоже время в п. 5.3 данной Методики сказано:

«5.3 Сметные нормы корректировке не подлежат, в том числе, когда проектной документацией предусмотрено:

— применение материальных ресурсов, характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, и их применение не меняет технологические и организационные схемы производства работ, не снижает эксплуатационные характеристики конструктивных решений, принятые в проектной документации.».

Таким образом, если в норме материал учтен с литерой «П», то учтенный нормой материал может быть заменен на материал, учтенный проектом. Но если материал учтен в норме с конкретным наименованием, например в норме 08-02-001-1 «Кладка стен кирпичных наружных: простых при высоте этажа до 4 м» учтен «Кирпич керамический, силикатный или пустотелый» (код 06.1.01.05), то, согласно пунктам 4.13.3, 4.13.4 и 5.3, замену кирпича произвести невозможно, даже если в проекте будет указан конкретный кирпич, например, кирпич керамический марки 150.

Вполне естественно, что подобная проблема беспокоит и Проектировщиков и Заказчиков, и они задают вопросы в Минстрой и в Главгосэспертизу о том, как им следует поступать в сложившейся ситуации. Во время проведения 1 декабря 2017 года федеральным автономным учреждением «Глав- госэкпертиза России» семинара «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. Актуальные вопросы на современном этапе» вопрос о возможности замены материалов был задан первому заместителю начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» — Лищенко Ирине Николаевне. Вопрос был задан на примере применения нормы на кирпичную кладку при строительстве многоэтажного дома. Лищенко И. Н. ответила, что возможность замены материала, учтенного нормой, допускается в том случае, если речь идет о вопросах прочности, надежности и безопасности создаваемых конструкций. И если в данном случае, с кирпичом (или, например, бетоном, арматурой и т.д.) возможность замены материала Главгосэкспертизой допускается, то при выполнении других, например, отделочных работ, краску или плитку (материалов, не влияющих на прочность, надежность и безопасность, а влияющих только на эстетическое восприятие объекта строительства), учтенную нормой, на краску или плитку, учтенную проектом, заменить будет невозможно. В заложниках окажется и Заказчик и Подрядчик. Заказчик будет принуждать Подрядчика применять тот материал, например, краску или плитку, который заложен в проекте, а Подрядчику будет стремиться применить тот материал, который учтен нормой, так как ему платят именно за материал, учтенный нормой. Возникает неразрешимая проблема.

Для исключения разногласий между Заказчиками, Подрядчиками, контролирующими органами и разработчиками сметной документации в текст п. 5.3 «Методики применения сметных норм» необходимо внести изменение и отобразить текст пункта в следующей редакции:

«5.3 Сметные нормы корректировке не подлежат, в том числе, в случаях, когда:

—   применение материальных ресурсов, характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, и их применение не меняет технологические и организационные схемы производства работ, не снижает эксплуатационные характеристики конструктивных решений, принятые в проектной документации (за исключением случаев, когда замена материалов произведена по решению, принятом в проекте или по требованию Заказчика).».

smetnoedelo.ru

Замена материала, учтенного закрытой расценкой

При составлении сметной документации к разработанному проекту столкнулись с необходимостью замены материала, учтенного закрытой расценкой, на другой материал, предусмотренный проектом.

Как можно произвести замену материала?

Ответ

Ответ на аналогичный вопрос уже приводился на стр. 11-14 журнала «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве», № 4 за 2015 год.

Достаточно часто проверяющие и контролирующие органы не пропускают в сметах и в актах выпол­ненных работ (форма КС-2) замены материала по сравнению с тем, что предусмотрен в ФЕР и ТЕР, согла­сованных с Минстроем. При этом они ссылаются на п. 4.2 МДС 81-36.2004:

«4.2. Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в т.ч. в случаях, когда:

  • используются иные типы и виды строительных материалов, изделий или конструкций, в том числе импортные, по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, не меняющие прин­ципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта (за исключением случаев, когда замена материалов на импортные произведена по требованию заказчика)».

Но согласно пункту 2.18 МДС 81-35.2004:

«Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По

отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом «П». При составлении сметной до­кументации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов».

В том случае, если проектом предусмотрено применение другого материала по сравнению с материа­лом, учтенным расценкой, у сметчиков должно быть право на замену материала.

Для исключения разногласий между контролирующими органами и разработчиками сметной доку­ментации в текст последнего абзаца п. 4.2 МДС 81-36.2004 необходимо было бы внести изменение и ото­бразить текст в следующей редакции:

«4.2. Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в т.ч. в случаях, когда:

  • используются иные типы и виды строительных материалов, изделий или конструкций, в том числе импортные, по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, не меняющие прин­ципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта (за исключением случаев, когда замена материалов произведена по решению, принятом в проекте, ПОС или ППР, разработанным Подрядчиком и согласованным с Заказчиком, или по требованию Заказчи­ка)».

Подобное решение следовало бы принять и в отношении возможности замены машин и механиз­мов. Для возможности замены машин и механизмов в текст первого абзаца п. 4.2 МДС 81-36.2004 необхо­димо было бы внести изменение и отобразить текст в следующей редакции:

«4.2. Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в т.ч. в случаях, когда:

  • используются типоразмерные группы машин и механизмов, не предусмотренные ГЭСН, не ме­няющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно­монтажных работ (за исключением случаев, когда замена механизмов произведена по реше­нию, принятом в проекте, ПОС или ППР, разработанным Подрядчиком и согласованным с Заказчиком)».

Приказом Минстроя от 29.12.2016 № 1028/пр утверждена новая «Методика применения сметных норм», в которой приведены противоречивые пункты о возможности замены материалов и механизмов: «4.13.3. Материалы, изделия и конструкции, тип, разновидность, класс или марка которых при оп­ределении сметной стоимости подлежат уточнению по проектным данным, приводятся с обоб­щенным наименованием, без указания конкретных характеристик.

4.13.4. По некоторым материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений, в таблицах сметных норм указывается только их наименования, а вместо нормативного показателя расхода соответствующего ресурса приводится литера «П». Расход таких материаль­ных ресурсов при составлении сметной документации определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъ­ектного склада до рабочей зоны (зоны монтажа) и их обработкой при производстве соответствую­щих видов работ в соответствии с «Правилами разработки и применения нормативов трудноустра­нимых потерь и отходов материалов в строительстве» (РДС 82-202-96)».

В тоже время пунктом 5.3 данной Методики практически запрещена замена механизмов, даже если ПОСом такая замена предусмотрена. Крайне сомнительной рассматривается возможность замены материалов, несмотря на то, что в ряде случаев замена требуется по вопросам прочности, надежности и безопасности зданий (в Методике указано об эксплуатационных характеристиках):

«5.3. Сметные нормы корректировке не подлежат, в том числе, когда проектной документацией предусмотрено:

  • использование строительных машин и механизмов, не учтенных в сметных нормах, не ме­няющих принципиально технологические и организационные схемы производства работ;
  • использование в соответствии с ПОС машин и механизмов, технические характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, но при этом принципиально не меняются технологические и организационные схемы производства работ;
  • выполнение работ вручную и (или) с использованием средств малой механизации. При этом сметными нормами учтено применение машин и механизмов или иных технических средств;
  • применение материальных ресурсов, характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, и их применение не меняет технологические и организационные схемы производства работ, не снижает эксплуатационные характеристики конструктивных решений, принятые в проектной документации».

Приведенные пункты новой Методики говорят о том, что Заказчику не дается права принимать реше­ние о замене материалов, а трактовка возможности замены материалов рассматривается как двусмыслен­ная, что в случае замены материалов может привести к серьезным разногласиям с проверяющими и кон­тролирующими органами.

smetnoedelo.ru


Смотрите также