• Полезная информация:

Какое учреждение финансируется по смете


Сметное финансирование

Сметное финансирование — предоставление средств из бюджетов разных уровней (государственного и местных) для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой.

Учреждение финансируется из бюджета в зависимости от подчиненности тому или иному органу государственной власти или органу местного самоуправления. По смете финансируются учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы и органы безопасности государства, мероприятия по национальной обороне.

Средства из бюджета предоставляются по смете доходов и расходов. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений определяются на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг. Бюджетные ассигнования имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производственных показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержденных норм. Учреждения финансируются на основе утвержденной годовой с поквартальной разбивкой сводной бюджетной росписи с учетом вносимых в нее в течение года изменений.

В случае утверждения бюджетов после 1 января наступившего бюджетного года средства впредь до принятия бюджета расходуются по соответствующим разделам функциональных и ведомственных классификаций расходов в размере, не превышающем ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/ 12 — в расчете на месяц). Бюджетные ассигнования планируются в годовых и квартальных суммах, поэтому их использование ограничено рамками не только бюджетного года, но и квартала.

Бюджетные учреждения без разрешения главного распорядителя бюджетных средств не вправе осуществлять передвижение ассигнований между кварталами. Средства из бюджета предоставляются по мере выполнения плана по сети, штатам и контингентам и с учетом использования ранее отпущенных средств. Невыполнение оперативно-сетевых показателей, несвоевременный ввод новых мощностей бюджетными учреждениями влекут за собой уменьшение бюджетного финансирования. Не допускаются расходы сверх утвержденных назначений либо не предусмотренных сметой.

Экономное и целесообразное использование средств достигается путем контроля за обоснованным планированием ассигнований и целевым использованием бюджетных средств. Учреждения не имеют права направлять средства, сэкономленные по одним статьям расходов, на увеличение других расходов (в частности, средства, сэкономленные по материальным затратам, не могут быть направлены на оплату труда). Совершенствование сметного финансирования заключается в повышении обоснованности планирования путем разработки и применения государственных минимальных социальных стандартов, финансовых норм, ориентированных на конечные результаты деятельности учреждений, сближения потребности учреждений в средствах и размера бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование их расходов.

discovered.com.ua

СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - это... Что такое СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ?


СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
предоставление средств из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных) для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой. Учр-ние финансируется из бюджета в зависимости от подчиненности тому или иному органу гос. власти или органу местного самоуправления. По смете финансируются учр-ния образования, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения, органы гос. власти и местного самоуправления, суды, правоохранит. органы и органы безопасности гос-ва, мероприятия по нац. обороне. Средства из бюджета предоставляются по смете доходов и расходов. Ассигнования на содержание бюдж. учр-ний определяются на основе прогнозируемых объемов предоставления гос. или муницип. услуг. Бюдж. ассигнования (см. Ассигнования бюджетные) имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями функцион., ведомств. и экономич. классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производств. показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержд. норм. Учр-ния финансируются на основе утвержд. годовой с поквартальной разбивкой сводной бюджетной росписи с учетом вносимых в нее в течение года изменений. В случае утверждения бюджетов после 1 янв. наступившего бюджетного года средства впредь до принятия бюджета расходуются по соотв. разделам функцион. и ведомств. классификаций расходов в размере, не превышающем ј ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 – в расчете на месяц). Бюдж. ассигнования планируются в годовых и квартальных суммах, поэтому их использование ограничено рамками не только бюдж. года, но и квартала. Бюдж. учр-ния без разрешения главного распорядителя бюджетных средств не вправе осуществлять передвижение ассигнований между кварталами. Средства из бюджета предоставляются по мере выполнения плана по сети, штатам и контингентам и с учетом использования ранее отпущ. средств. Невыполнение оперативно-сетевых показателей, несвоевременный ввод новых мощностей бюдж. учреждениями влекут за собой уменьшение бюдж. финансирования. Не допускаются расходы сверх утвержд. назначений либо не предусмотр. сметой. Экономное и целесообразное использование средств достигается путем контроля за обоснованным планированием ассигнований и целевым использованием бюдж. средств. Учр-ния не имеют права направлять средства, сэкономл. по одним статьям расходов, на увеличение др. расходов (в частн. средства, сэкономл. по материальным затратам, не могут быть направлены на оплату труда). Совершенствование сметного финансирования заключается в повышении обоснованности планирования путем разработки и применения государственных минимальных социальных стандартов, финанс. норм, ориентир. на конечные результаты деятельности учр-ний, сближения потребности учр-ний в средствах и размера бюдж. ассигнований, выделяемых на финансирование их расходов.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

  • СМЕТА
  • СОБСТВЕННАЯ КАРТА

Смотреть что такое "СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ" в других словарях:

  • Сметное финансирование — метод покрытия затрат учреждений и организаций в соответствии с утвержденной сметой. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 …   Финансовый словарь

  • СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ — предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ — предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам …   Юридическая энциклопедия

  • СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ — предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • сметное финансирование —    предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам …   Словарь экономических терминов

  • финансирование сметное — Финансирование чего либо согласно утвержденной смете. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет …   Справочник технического переводчика

  • Сметное финансирования — Сметное финансирование предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или… …   Википедия

  • ФИНАНСИРОВАНИЕ СМЕТНОЕ — (см. СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЕ — (англ. budget financind) – предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий,… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ФИНАНСИРОВАНИЕ, СМЕТНОЕ — финансирование чего либо согласно утвержденной смете …   Большой бухгалтерский словарь

finance_loan.academic.ru

Сметное финансирование - Энциклопедия по экономике

Сметное финансирование — метод покрытия затрат учреждений и организаций в соответствии с утвержденной сметой.  [c.503]
В условиях, когда не действует система нормативного финансирования образовательных учреждений, применяется система сметного финансирования по укрупненным статьям расходов оплата товаров и услуг, оплата труда, трансферты и коммунальные платежи. Сметное финансирование при низком уровне индексации расходов учебных заведений приводит к значительному их недофинансированию и неудовлетворительному состоянию материальной базы учебных заведений, задержки в оплате труда педагогического персонала, оттоку квалифицированных научно-педагогических кадров.  [c.693]

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора экономики осуществляется по-разному - в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.  [c.90]

При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов (по некоторым учреждениям социально-культурного назначения продолжает составляться смета расходов). Наряду с бюджетными ассигнованиями учреждения и организации используют и другие виды денежных поступлений, тоже отражаемые в смете.  [c.90]

В совокупности рассмотренные факторы предопределяют то, что в хозяйственно-финансовой деятельности общественных объединений сочетается коммерческий расчет и сметное финансирование. Эта особенность находит отражение в их финансовых планах.  [c.94]

Второй источник собственных доходов профсоюзных организаций связан с проведением профессиональными союзами финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на подведомственных предприятиях и учреждениях, которые имеют подсобные хозяйства (сельскохозяйственные, торговые, транспортные, промышленные, службы быта и др.). Финансово-хозяйственная деятельность профсоюзных организаций основана на самоокупаемости, хотя внутри системы возможно и сметное финансирование, обусловленное перераспределением собственных средств между звеньями.  [c.96]

Поясните термины сметные расходы и сметное финансирование .  [c.231]

Получая продукты по разверстке, государство перераспределяло их централизованно, без денег. Оплата труда производилась через паек, выдаваемый по карточкам. В натуральной форме выдавалось до 80—90% зарплаты. Национализированные предприятия были переведены на бюджетно-сметное финансирование и централизованное снабжение сырьем, топливом и материалами. Все расчеты между государственными предприятиями производились безналичным путем, и деньги использовались лишь как средство учета и контроля.  [c.436]

Распределение сметного финансирования между филиалами  [c.14]

СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам.  [c.310]

Смета затрат, или сметная стоимость, — полная сводка затрат на производство продукции, выполнение работ, услуг, т.е. сметная стоимость. Для составления смет используется так называемая сметная документация. Сметное финансирование — предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам.  [c.294]

Организация чекового обращения, привлечение денег в банк от населения, постепенный переход к обязательному ведению текущих счетов всех предприятий в банке и др. имели своей задачей укрепить денежное обращение и создать возможность для Н. б. РСФСР контролировать работу х-ва. В целях создания единого расчетно-кассового аппарата РСФСР к банку были присоединены др. звенья финансово-кредитной системы В 1919 г. с банком слились департамент казначейства и его местные органы и народные (сберегательные) кассы. Гражданская война привела к резкому сокращению операций Н. б. РСФСР. С авг. 1918 г. он прекратил кредитование национализированных предприятий, поскольку они были переведены на сметное финансирование. После перехода на систему продразверстки необходимость в кредитовании операций по закупке хлеба также отпала. В этот период функции банка сводились к кредитному обслуживанию потребительской и кредитной кооперации и отдельных частных предприятий.  [c.90]

С. п. ф. предусматривает соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств. Основным принципом сметного финансирования является отпуск средств не под план, а в меру выполнения плана (см. Открытие бюджетных кредитов, Распределение кредитов).  [c.350]

Под сметным финансированием понимается предоставление средств из бюджетов разных уровней для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой. — См. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — С. 894.  [c.227]

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются  [c.228]

Однако в условиях ограниченности бюджетных средств формирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений производится путем сочетания принципов сметного финансирования и самоокупаемости. Частичная или полная самоокупаемость предполагает возмещение всех затрат на простое или расширенное воспроизводство за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг). На принципах самоокупаемости функционируют часть учреждений социально-культурной сферы (поликлиники и диагностические центры, культурно-просветительные учреждения, театрально-зрелищные организации и др.) и некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (фонды, общественные и религиозные организации и др.). Формирование и использование финансовых ресурсов этих организаций отражается в их финансовых планах, формируемых в виде смет доходов и расходов.  [c.228]

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, и, во-вторых, сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).  [c.230]

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в сметах доходов и расходов учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты — учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мягкого инвентаря — детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов — в основном оплата труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств. При этом нарушается основной принцип сметного финансирования — покрытие за счет бюджетных средств всех расходов, необходимых для нормального функционирования учреждения.  [c.232]

В организациях культуры и искусства особенности организации финансов связаны с функционированием данных организаций не только на принципах сметного финансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций, как  [c.233]

Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм. Планирование финансовых ресурсов бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с принципами сметного финансирования. При этом в смете доходов и расходов бюджетного учреждения отражаются как средства, получаемые  [c.243]

Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений связано с реструктуризацией бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в иные организационно-правовые формы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы не предусмотрены гражданским законодательством, что потребует внесения в него изменений в части определения правового статуса организаций этих форм. При этом бюджетные учреждения, которые не поменяют свой правовой статус, потеряют право на самостоятельное распоряжение средствами, мобилизованными за счет внебюджетных источников, и их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств на основе принципов сметного финансирования.  [c.249]

ФИНАНСИРОВАНИЕ СМЕТНОЕ - см. СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ  [c.798]

Расчеты с организациями, состоящими на сметном финансировании банков  [c.49]

Расчеты с организациями, состоящими на сметном финансировании банков, по перечисленным им средствам  [c.49]

Текущие счета организаций банков, состоящих на сметном финансировании  [c.49]

Назначение счета учет поступления и расходования средств организации банка, состоящей на сметном финансировании кредитной организации. Счет пассивный.  [c.114]

Назначение счетов учет расчетов с организациями, состоящими на сметном финансировании кредитных организаций. Счет № 60316 - пассивный, счет № 60317 - активный.  [c.147]

Счет № 60318 "Текущие счета организаций банков, состоящих на сметном финансировании"  [c.148]

По дебету счета проводятся суммы, полученные от кредитной организации, в корреспонденции со счетом по учету расчетов с организациями, состоящими на сметном финансировании банков.  [c.148]

Назначение счета учет затрат производства, включая строительство, в организациях банков, состоящих на сметном финансировании, а также входящих в структурные подразделения кредитных организаций. Счет активный.  [c.149]

Назначение счета учет на счетах второго порядка хозяйственных материалов по их видам (целевому назначению), с выделением счета учета хозяйственных материалов в организациях банков, состоящих на сметном финансировании. Счет активный.  [c.155]

Счет № 61007 используется в учете организаций, состоящих на сметном финансировании.  [c.155]

В послеоктябрьский период, когда национализированную промышленность перевели на сметное финансирование, основным финансовым документом предприятия стала смета прихода и расхода — аналог современного сводного бюджета расходов и доходов предприятия. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. тресты и подведомственные им предприятия стали разрабатывать годовые промтехфин-планы, включавшие составной частью финансовый план в форме баланса доходов и расходов.  [c.314]

О. о г п. государственных предприятий были введены после упорядочения налоговых систем и установления двухканального изъятия чистого дохода в общегосударственный фонд ресурсов. Первоначально в целях создания условий для контроля финансовых органов за хозяйственной деятельностью предприятий почти во всех странах был установлен обязательный минимальный взнос в размере 10% (в ГДР —20%, в Венгрии —30%). Сейчас он сохранился только в ГДР, КНДР и МНР. В Югославии часть прибыли государственных предприятий, подлежащая передаче в бюджет, изымается в форме подоходного налога. На Кубе, где государственные предприятия временно находятся на сметном финансировании, в бюджет поступает вся прибыль.  [c.173]

Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует научно-техническому прогрессу (НТП). Однако для максимального раскрытия этого потенциала необходимы определенные условия, среди которых превышение предложения над спросом на рынке традиционных товаров, отсутствие монополизма производителей и разработчиков, наличие конкуренции (в том числе среди научных коллективов), защита интеллектуальной собственности и т.д. Пока полностью в России такие условия не созданы, поэтому нередко коммерческие интересы побуждают субъекты хозяйствования направлять свои ресурсы в сторону более легких и гарантированных способов увеличения прибыли, экономя на расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В связи с этим необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству. Государственное участие в создании такого механизма может осуществляться путем бюджетного финансирования научных разработок (в форме сметного финансирования государственных научно-исследовательских орга-  [c.124]

В настоящем основные изменения в бюджетном финансировании организаций связываются с реструктуризацией бюджетного сектора на основе преобразования бюджетных учреждений1. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.2003 О бюджетной политике в 2004 году поставлена задача отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и перейти к принципу оплаты бюджетных услуг в соответствии с получаемыми обществом результатами.  [c.370]

В мае 1919 г. Всероссийский съезд финансовых работников принял резолюцию, в которой говорилось Развитие и укрепление натурального обложения, в форме предоставления государству части продуктов труда в натуральном виде и в форме трудовой повинности, должно послужить основной целью советской налоговой политики, а в деле устранения денежного хозяйства — одной из главных задач Советской власти г. Авторы отчета о финансировании национализированной промышленности за 1919 г., составленного финансово-счетным отделом ВСНХ, заявляли, что учет предприятий в денежных единицах совершенно не отвечает существу дела и техническим операциям, сметы, составляемые в рублях, являются фикциями и имеют лишь весьма относительное значение , бухгалтерские расчеты между предприятиями при более глубоком проведении сметного финансирования уже значительно изжили себя и целесообразен лишь материальный учет 3. Разрабатывались проекты замены денежного учета непосредственно трудовым, введения так называемых тредов (трудовых единиц учета) вместо денег4. Троцкисты, вос-  [c.55]

economy-ru.info

Сметное финансирование | InvestFuture

предоставление средств из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных) для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой. Учр-ние финансируется из бюджета в зависимости от подчиненности тому или иному органу гос. власти или органу местного самоуправления. По смете финансируются учр-ния образования, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения, органы гос. власти и местного самоуправления, суды, правоохранит. органы и органы безопасности гос-ва, мероприятия по нац. обороне. Средства из бюджета предоставляются по смете доходов и расходов. Ассигнования на содержание бюдж. учр-ний определяются на основе прогнозируемых объемов предоставления гос. или муницип. услуг. Бюдж. ассигнования (см. Ассигнования бюджетные) имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями функцион., ведомств. и экономич. классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производств. показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержд. норм. Учр-ния финансируются на основе утвержд. годовой с поквартальной разбивкой сводной бюджетной росписи с учетом вносимых в нее в течение года изменений. В случае утверждения бюджетов после 1 янв. наступившего бюджетного года средства впредь до принятия бюджета расходуются по соотв. разделам функцион. и ведомств. классификаций расходов в размере, не превышающем ј ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 – в расчете на месяц). Бюдж. ассигнования планируются в годовых и квартальных суммах, поэтому их использование ограничено рамками не только бюдж. года, но и квартала. Бюдж. учр-ния без разрешения главного распорядителя бюджетных средств не вправе осуществлять передвижение ассигнований между кварталами. Средства из бюджета предоставляются по мере выполнения плана по сети, штатам и контингентам и с учетом использования ранее отпущ. средств. Невыполнение оперативно-сетевых показателей, несвоевременный ввод новых мощностей бюдж. учреждениями влекут за собой уменьшение бюдж. финансирования. Не допускаются расходы сверх утвержд. назначений либо не предусмотр. сметой. Экономное и целесообразное использование средств достигается путем контроля за обоснованным планированием ассигнований и целевым использованием бюдж. средств. Учр-ния не имеют права направлять средства, сэкономл. по одним статьям расходов, на увеличение др. расходов (в частн. средства, сэкономл. по материальным затратам, не могут быть направлены на оплату труда). Совершенствование сметного финансирования заключается в повышении обоснованности планирования путем разработки и применения государственных минимальных социальных стандартов, финанс. норм, ориентир. на конечные результаты деятельности учр-ний, сближения потребности учр-ний в средствах и размера бюдж. ассигнований, выделяемых на финансирование их расходов.

investfuture.ru

Сметно-бюджетное финансирование — Студопедия

Финансирование государственных унитарных предприятий,

расходы бюджетного учреждения,

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производ­ственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов, (прибыли, амортизационных от­числений) либо банковского кредита.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, осуществляют свою финансо­вую деятельность на основе специального финансово-плано­вого акта – баланса, в котором в денежной форме отражаются все стороны работы предприятия. Баланс составляется на год с поквартальной разбивкой. Сводные балансы по отраслям со­ставляются на основе годовых балансов предприятий. Баланс (форма № 1) является важнейшей частью годового бухгалтер­ского отчета, который включает и иные формы и документы. Особое значение имеет отчет о финансовых результатах и их использовании.

Финансирование их расходов из бюджета осуществляется только на определенные цели, установленные законом, в част­ности на расходы по санации убыточных угольных шахт и раз­резов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные проекты и т.д.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные пред­приятия), получают государственные средства в порядке фи­нансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиционную деятельность.


Важнейшей составляющей инвестиций (капитальных вло­жений) является финансирование капитального строительства.

Правовой основой финансирования капитального строитель­ства на территории России являются: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», постановление Правительства РФот 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета».

Данные акты регулируют финансирование и кредитование строящихся предприятий и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.


Для открытия финансирования государственных централи­зованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, государ­ственные заказчики представляют в Минфин России выписки из утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов государственных капитальных вложений, государ­ственные контракты (договоры строительного подряда) по стро­ительству объектов для федеральных государственных нужд.

Государственные заказчики (федеральные органы исполни­тельной власти) перечисляют средства федерального бюджета, предоставленные на безвозвратной основе для финансирова­ния государственных капитальных вложений, заказчикам (за­стройщикам) в пределах сообщенных им объемов финансиро­вания централизованных капитальных вложений. Для офор­мления финансирования государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на безвозв­ратной основе. Заказчики (застройщики) обязаны представить кредитным организациям, осуществляющим операции по финансированию, определенные документы, Главные распо­рядители средств федерального бюджета - государственные заказчики - вправе осуществлять финансирование строек и объектов за счет государственных капитальных вложений через лицевые счета заказчиков, открытые в органах Федераль­ного казначейства для расчетов за выполненные работы и услуги.

Смеmно-бюджеmное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.

Бюджетное учреждение - это организация, созданная орга­нами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально- культурных, науч­но-технических или иных функций некоммерческого характе­ра, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст. 161 БК РФ). Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Бюджетные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важ­ные социальные функции. Поэтому их деятельность финанси­руется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства:

- на оплату труда в соответствии с заключенными трудо­выми договорами и правовыми актами, регулирующи­ми размер заработной платы соответствующих катего­рий работников;

- на перечисления в государственные внебюджетные фон­ды;

- на трансферты населению, выплачиваемые в соответ­ствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправ­ления;

- на командировочные и иные компенсационные выпла­ты работникам в соответствии с законодательством РФ;

- на оплату товаров, работ и услуг по заключенным госу­дарственным или муниципальным контрактам;

- на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвер­жденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждени­ями на иные цели не допускается. Оплата по договорам, ис­полнение которых осуществляется за счет федерального бюджета, про водится в пределах утвержденных им лимитов бюд­жетных обязательств.

Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов бюджетных учреждений, Т.е. плана расходов бюджетного учреждения, ко­торый составляется им самим и утверждается вышестоящим органом (ст. 221 БКРФ).

Смета бюджетного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.

Исходя из того, что смета является финансово-плановым актом, который является разновидностью финансово-право­вого акта, она имеет юридическое значение. Юридическое зна­чение сметы заключается в том, что 'она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целе­вому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по конт­ролю за целевым использованием бюджетных средств. Состав­ление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, кото­рая именуется сметным процессом.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими уч­реждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сме­ты централизованных мероприятий.

Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его расходы.

Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту рабо­ту осуществляют федеральные министерства, ведомства в от­ношении подведомственных бюджетных учреждений, а так­же исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих бюджетных учреждений. Сводные сметы включают в себя два вида смет: индивидуальные сметы бюджетных учреждений и сметы рас­ходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составля­ется министерствами, ведомствами, исполнительными органа­ми власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, прове­дение областных семинаров учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы бюджетным учрежде­нием совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых бюджетному учреждению вышестоящей органи­зацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить бюджетному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей бюджетного учреждения, ис­ходя из общей контрольной цифры, полученной от финансо­вого органа, составляющего проект бюджета.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквар­тальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня и других источников для выполнения стоящих перед ними задач.

Смета состоит из статей. Статьи сметы имеют предметно­-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт). Статьи расходов имеют строго обязательный характер и про­извольному изменению не подлежат. Составляются они на ос­нове норм расходов.

Нормы расходов - единые измерители расходов по однородным учреждениям. Существуют различные нормы расходов.

Нормы расходов подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и расчетные – необязательные (расходы на содер­жание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на еди­ницу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением матери­альных (натуральных) норм расходов.

Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комби­нированные. Индивидуальная норма расходов предусматривает расходы только на одну цель, например питание, медицинское

обслуживание одного больного. Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму, например, расходы на содержание одного больного в день.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и под­писывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министер­ству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при состав­лении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъек­тов РФ и муниципальных образований) сметы бюджетных уч­реждений утверждаются главными распорядителями бюджет­ных средств, т.е. вышестоящей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учрежде­ния составляют отчет об исполнении сметы, который направ­ляется в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства (в случае, если учреждение финан­сируется из федерального бюджета). Порядок составления та­ких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов орга­низациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.

В связи с введением в действие БК РФ принципиально изме­нилась смета бюджетного учреждения: планируются не только расходы, но и доходы бюджетного учреждения (ст. 221). При этом в числе доходов бюджетного учреждения планируются дохо­ды, полученные от предпринимательской и иной деятельно­сти, приносящей доход (ст. 42 БК РФ). Кроме того, смета до­ходов и расходов бюджетного, учреждения составляется и утверждается только после принятия бюджета.

Учреждения, использующие денежные средства в порядке сметно-бюджетного финансирования, могут иметь источники доходов помимо бюджета.

studopedia.ru

Сметное финансирование - финансовые термины на mabico.ru

предоставление средств из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных) для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой. Учреждение финансируется из бюджета в зависимости от подчиненности тому или иному органу государственной власти или органу местного самоуправления. По смете финансируются учрежденияния образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, органы государственной власти и местного самоуправления, суды, право-охранительные органы и органы безопасности государства, мероприятия по национальной обороне. Средства из бюджета предоставляются по смете доходов и расходов. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений определяются на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг. Бюджетные ассигнования (см. Ассигнования бюджетные) имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями функциональных, ведомств, и экономической классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производств, показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержденных норм. Учреждения финансируются на основе утверждений годовой с поквартальной разбивкой сводной бюджетной росписи с учетом вносимых в нее в течение года изменений. В случае утверждения бюджетов после 1 января наступившего бюджетного года средства впредь до принятия бюджета расходуются по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов в размере, не превышающем] ассигнований предыдущего года в расчете на квартал. Бюджетные ассигнования планируются в годовых и квартальных суммах, поэтому их использование ограничено рамками не только бюджетного года, но и квартала. Бюджетные учреждения без разрешения главного распорядителя бюджетных средств не вправе осуществлять передвижение ассигнований между кварталами. Средства из бюджета предоставляются по мере выполнения плана по сети, штатам и контингентам и с учетом использования ранее отпущенных средств. Невыполнение оперативно-сетевых показателей, несвоевременный ввод новых мощностей бюджетными учреждениями влекут за собой уменьшение бюджетного финансирования. Не допускаются расходы сверх утвержденных назначений либо не предусмотренных сметой. Экономное и целесообразное использование средств достигается путем контроля за обоснованным планированием ассигнований и целевым использованием бюджетнх средств. Учреждения не имеют права направлять средства, сэкономленные по одним статьям расходов, на увеличение других расходов (в частности, средства, сэкономленные по материальным затратам, не могут быть направлены на оплату труда). Совершенствование сметного финансирования заключается в повышении обоснованности планирования путем разработки и применения государственных минимальных социальных стандартов, финансовой нормой ориентированной на конечные результаты деятельности учреждений, сближения потребности учреждений в средствах и размера бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование их расходов.

 

www.mabico.ru

5.4. Сметный порядок финансирования

Финансирование образования осуществляется в определенном порядке, на основе сметы и называется сметным финансированием. Сметное финансирование—это предоставление денежных средств из государственного и (или) муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений на основании сметы-ланового документа установленного содержания. Оно осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений.

Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме и утвержденный в установленном же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Установленные сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой классификационной статье—группе расходов.

Государственный и муниципальный бюджеты утверждаются на год17 в разрезе функциональных статей бюджетной классификации (по функциям государства) и главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств), т. е. по организационно выделенным отраслям экономики18. Именно такое представление бюджета содержится в соответствующих законодательных актах. В соответствии с действующим бюджетным процессом, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, ежегодно составляется и утверждается бюджетная роспись, представляющая собой детализацию утвержденного бюджета:

• по бюджетополучателям;

• по статьям экономической классификации;

• по кварталам.

Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств. Сводная бюджетная роспись по федеральному бюджету в целом, например, составляется и утверждается Минфином России, в регионах—министерствами (комитетами) финансов.

В результате утвержденный законодателем бюджет многократно усложняется. Степень усложнения может быть оценена соотношением:

где Ку —коэффициент усложнения; 4—число кварталов в году;

Nб —число бюджетополучателей; Nст —число статей экономической классификации.

Представляется, что такое увеличение числа показателей бюджета выглядит нерациональным по следующим причинам.

1) Для целей анализа такая детализация представляется избыточной, поскольку в рамках бюджета в целом анализируются не отдельные расходы конкретных бюджетополучателей, а их сводные, обобщенные значения по отраслям или разделам (подразделам) функциональной классификации. Анализ расходов бюджетополучателями осуществляется на принципах управленческого учета, не всегда базирующегося на классификационных статьях бюджета19.

2) Чем больше детализированы расходы на стадии составления финансового плана, которым и является бюджет, тем больше поправок придется в него вносить на стадии выполнения,

поскольку точность планирования определяется, не в последнюю очередь, динамикой цен на товары и услуги, приобретаемые в течение года на бюджетные средства. Кроме того, нет какой-либо общепринятой методологии бюджетного планирования, что повышает вероятность таких отклонений. Если, к тому же, внесение поправок в бюджетную смету процедурно затруднено, то возможны затруднения и в осуществлении отдельных видов финансируемой из бюджета деятельности.

3) Фактически бюджетная роспись фиксирует предложенное получателем распределение бюджетных ассигнований по статьям, что практически исключает элемент государственного регулирования структуры бюджетных расходов в отдельном учреждении. Следовательно, с этой точки зрения такая детализация может и не фиксироваться на государственном уровне.

Столь подробная детализация бюджетных расходов сама по себе может являться материалом для анализа финансовой политики государства с несколько иной точки зрения. Подробно расписанная в отраслевом, территориальном и предметном разрезах структура государственных расходов может быть (и, по всей видимости, является) очень серьезным инструментом регулирования экономики страны. Зная, например, структуру бюджетного финансирования учебных заведений отдельного города или региона, можно достаточно четко определить, в какое время у них возникнет необходимость потратить известные суммы и на какие цели: на ремонт зданий; на приобретение оборудования и др. Благо, бюджетная классификация позволяет и даже требует весьма детально структурировать расходы. Учитывая жесткий характер бюджетного процесса, можно рассчитывать на выделение средств в указанное время, т. е. прогнозировать и (или) планировать государственный спрос на товары и услуги. Кроме того, структура бюджета в разрезе статей экономической классификации может рассматриваться в качестве своего рода отражения государственной политики субсидирования экономики через государственные закупки. Добавлю, что это является предположением и не относится к изучаемому предмету.

Можно рассматривать экономическую классификацию расходов бюджета в качестве инструмента, позволяющего определить на стадии планирования необходимость и обоснованность тех или иных видов расходов для осуществления финансируемой из бюджета деятельности. В этом смысле классификация отражает представления государства, как субъекта финансирования, о такой целесообразности, а предназначаемые для финансирования тех или иных классифицированных расходов суммы—целесообразные масштабы таких расходов. Степень детализации, принятая при классифицировании бюджетных расходов, может рассматриваться как своего рода индикатор централизации управления финансированием образования (и других бюджетных отраслей, конечно).

Экономический смысл жесткой привязки ассигнований к кварталам во времени и к статьям расходов, как к определенным целям, состоит в том, чтобы сформировать такой механизм движения бюджетных средств, который бы обеспечивал концентрацию определенных сумм в заданный момент времени (квартал, например) у соответствующего получателя для обеспечения достижения установленной цели и незамедлительное расходование этих средств.

Несколько слов об экономической классификации расходов бюджетов. По своему экономическому содержанию расходы любой организации могут быть классифицированы по-разному. Главное при этом—обосновать их необходимость для достижения той цели, ради которой эта организация создана и финансируется. Все остальные расходы можно рассматривать как избыточные, т. е. в известном смысле как нецелевые.

Для коммерческих организаций целью является прибыль. Следовательно, именно прибыль и является мерилом обоснованности расходов: являются ли те или иные расходы необходимыми для получения определенного объема прибыли, можно ли при заданном уровне прибыли обойтись без тех или иных расходов. Возможно, предложенная формулировка является излишне жесткой, но таким образом можно более выпукло обозначить сам подход к проблеме.

Цель деятельности некоммерческой организации в действующем законодательстве однозначно не определена.Приходится исходить из предположения, что целью образовательного учреждения является осуществление образовательной деятельности. Необходимость тех или иных расходов, таким образом, следует оценивать с точки зрения того, насколько они необходимы для достижения именно этой цели.

Для качественной оценки такой необходимости применяется классификация расходов как форма многомерного обобщенного определения расходов, необходимых для получения хозяйственного результата или осуществления той или иной деятельности.

Примером такого рода определения качественного состава таких расходов может служить определение, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации. В частности, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

«Экономическое оправдание» в данном случае представляет собой невозможность получения имеющегося, т.е. уже полученного результата без этих расходов. Для планируемого результата, того результата, что только предполагается получить, и разрабатывается смета—плановый документ, обосновывающий затраты, необходимые для планируемого результата.

Структура расходов, связанных с производством и реализацией, разнородна.

Для осуществления этой деятельности необходимо не только изготавливать продукцию, но и осуществлять ее хранение и доставку, содержать, эксплуатировать и ремонтировать оборудование, проводить необходимые исследования и разработки, осваивать природные ресурсы, осуществлять управление этими процессами, осуществлять мероприятия по реализации продукции и т. д.

В обобщенном виде эти расходы подразделяются на четыре основные группы:

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда;

• суммы начисленной амортизации;

• прочие расходы.

Поскольку экономическая целесообразность, особенно на стадии планирования расходов, не может быть обоснована простым отнесением к указанным группам расходов, Налоговый кодекс содержит подробный перечень более конкретных видов расходов, которые могут быть включены в состав обоснованных затрат на производство и реализацию продукции.

Для обоснования необходимости расходов для некоммерческой организации такой подход, в принципе, также применим. Однако с одной оговоркой: на стадии планирования и обоснования расходов для осуществления соответствующей деятельности прибыль не должна предусматриваться. Иными словами, все средства, запланированные в виде доходов, в том числе и из бюджета учредителя, должны расходоваться в полном объеме.

Как уже отмечалось выше, для выполнения этого требования разработаны и многократно апробированы подходы к разработке сметы расходов образовательного учреждения, финансируемого из государственного или муниципального бюджета. В их основу положен принцип расчета обоснованной потребности в бюджетных средствах образовательного учреждения по статьям экономической классификации расходов бюджетов. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться дальше. Для такого расчета необходимо выполнение ряда условий, в том числе:

• необходима хорошо разработанная методическая и нормативная база расчета и обоснования потребности в средствах;

• методическая база расчета должна быть принята всеми заинтересованными сторонами—финансирующими, финансовыми и контрольными органами;

• методическая база должна изменяться вместе с изменением бюджетной классификации.

В настоящее время, к сожалению, эти условия не выполняются, что затрудняет планирование бюджетных расходов.

studfile.net

Сметный порядок финансирования — Студопедия

Сметы расходов бюджетного учреждения, их виды, структура.

Государственные учреждения и организации социальной и непроизводственной сферы, покрывающие расходы за счет бюджетных ассигнований называются бюджетными.

К бюджетным относятся детские дошкольные учреждения, школы, средние специальные и высшие учебные заведения, учреждения здравоохранения и социального обеспечения и др. учреждения.

Основным документом, определяющим объем, целевое направление и распределение средств, выделенных из бюджета на содержание этих учреждений, является смета расходов, а порядок планирования и финансирования бюджетных учреждений и мероприятий называются сметным.

Сметные финансирование осуществляется на основе общих принципов бюджетного финансирования, при этом целевое назначение сметных ассигнований группируются по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность средств в каждой смете. Точное распределение расходов по смете, по видам и направлениям затрат способствует полному удовлетворению потребностей бюджетного учреждения.

Различаются следующие виды смет: индивидуальные, общие, сметы расходов на централизованные мероприятия, сводные отраслевые сметы.

Индивидуальные сметы расходов – составляются бюджетными учреждениями по каждому параграфу классификации расходов бюджета и служат основным документом пни планировании расходов по учреждениям просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, управления и обороны.


Общие сметы – составляются на содержание однотипных учреждении при условий централизованного бухучета.

Сметы расходов на централизованные мероприятия – составляются для финансирования затрат на подготовку кадров, приобретение оборудования, проведение спортивных соревнований, культурных мероприятий и тд.

Сводная отраслевая смета включает все расходы на содержание учреждений одного министерства, ведомства, в ней объединяются индивидуальные сметы и сметы расходов на централизованные мероприятия.

Основным элементом бюджетного планирования является индивидуальная смета, которая состоит из трех частей.

В первой части указывается наименование и адрес бюджетного учреждения, бюджет, раздел, глава, и параграф по которым оно финансируется, свод расходов по статьям с распределением по кварталам. Статьи сметы соответствуют бюджетной классификации.


Во второй части сметы содержатся показатели оперативного плана на начало и конец года, рассчитываются среднегодовые показатели. Например, по больницам количество коек по видам, число койко-дней, общие сведения о помещениях, их площадь по внутреннему обмеру и объем по внешнему обмеру, площадь завода и улиц и тд.

В третьей части сметы, основной, содержатся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным элементам.

По отдельным видам расходов составляются специальные сметы, например, на капитальный ремонт. В эти сметы включаются подробный перечень намеченных работ, обоснованной расчетом стоимости.

Каждая статья сметы содержит однородную группу расходов, что позволяет объединить индивидуальные сметы и осуществлять их проверку.

studopedia.ru

Источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений

Источник: Журнал "Руководитель бюджетной организации"

Действующее федеральное законодательство предусматривает различные источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений. Одни из них являются обязательными – без них функционирование учреждения невозможно, а использование других зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов – как правовых, так и социально-экономических. В данной статье автор делает обзор этих источников и механизмов.

Бюджетная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания

Данная субсидия является обязательной, любое бюджетное учреждение должно ее получать от учредителя вместе с установленным государственным или муниципальным заданием[1]. Размер субсидии определяется учредителем на основе следующих факторов:
  1. при расчете субсидии должны учитываться расходы бюджетного учреждения на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (за исключением недвижимого и движимого имущества, которое учреждение сдает в аренду)[2];
  2. расчет субсидии производится с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением государственных или муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного или муниципального имущества (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Как порядок финансового обеспечения государственных или муниципальных заданий, так и порядок предоставления субсидий на их выполнение устанавливаются Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных бюджетных учреждений субъекта РФ и местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений[3].

По затратам на содержание имущества средства субсидии (то есть ее гарантированная часть, фактически не зависящая от того, оказывает ли учреждение какие-то услуги, и от объема) с учетом позиции учредителя могут не покрывать всех существующих затрат учреждения, например в отношении федеральных бюджетных учреждений в эти затраты включаются только 10% от общих затрат учреждения на потребление электрической энергии и 50% от затрат на потребление тепловой энергии[4], остальные затраты по данным видам расходов включаются в норматив финансирования оказания услуг, и, следовательно, получение соответствующих средств учреждением зависит уже от выполнения установленных объемов государственного задания. Бывают и другие ситуации. Например, в городе Барнауле решением местной администрации расходы на любые коммунальные услуги в полном объеме отнесены к затратам на содержание имущества[5].

Что касается той части субсидии, которая относится к финансированию процесса оказания услуг, то она включает в себя как прямые расходы учреждения на оказание той или иной услуги (например, расходы по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги), так и непрямые расходы (в частности, оплату труда административного персонала учреждения), а также, как было указано в вышеприведенном примере, может включать в себя и расходы по содержанию имущества.

Если в рамках государственного или муниципального задания бюджетное учреждение оказывает гражданам и (или) юридическим лицам услуги за плату, то, как правило, из размера субсидии на выполнение задания вычитаются средства, планируемые к поступлению от потребителей услуг[6].

Таким образом, руководителю конкретного бюджетного учреждения крайне важно знать, на основании какого нормативного правового акта своего учредителя происходит определение размера субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, и понимать, по каким правилам производится данный расчет: какие расходы и в какой доле отнесены к гарантированной части субсидии (затраты на содержание имущества), какие – к переменной (затраты на оказание услуг). Это необходимо для того, чтобы иметь возможность влиять на определяемый учредителем размер субсидии, отстаивая интересы учреждения, поскольку нередки случаи, когда из-за дефицита бюджетных средств сами же правила и нарушаются учредителем, например в субсидию не включаются предусмотренные правилами виды расходов. Однако следует признать, что и без этого при финансовом планировании учредитель имеет немало возможностей снижать размер субсидии при сохранении объема показателей государственного или муниципального задания, в частности на законных основаниях установить меньший, чем ранее, норматив затрат на приобретение услуг связи, транспортных услуг и т. д. Тем более что зачастую в нормативных правовых актах прямо указывается, что объем нормативных затрат на оказание услуг не должен превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в том или ином бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому в данном случае единственным путем сохранения субсидии по крайней мере на прежнем уровне – убедить руководителю бюджетного учреждения своего учредителя в том, что снижение нормативов приведет к невыполнению задания, заметному снижению качества услуг или необходимости повышать размер платы за оказываемые в рамках задания услуги со стороны потребителей.

Также важно учитывать, что на уменьшение учредителем размера нормативов в рамках субсидии на выполнение государственного или муниципального задания может повлиять ситуация, когда бюджетное учреждение по тем или иным причинам не израсходовало полностью данную субсидию. В соответствии с федеральным законодательством не использованные в текущем финансовом году средства этой субсидии остаются у учреждения и используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано[7]. Установленные федеральным законодательством цели создания бюджетного учреждения – это выполнение работ или оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в других сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Иными словами, неиспользованная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания в текущем финансовом году должна быть потрачена бюджетным учреждением на выполнение задания в очередном финансовом году, а это, в свою очередь, может подвигнуть учредителя на снижение размеров нормативов (или отказ от их повышения) на очередной финансовый год. Следовательно, предполагая такое решение учредителя, руководитель бюджетного учреждения может быть заинтересован не заниматься экономией и полностью израсходовать средства рассматриваемой субсидии в текущем финансовом году.

Кроме того, следует отметить, что согласно федеральному законодательству уменьшение объема субсидии, предоставленной бюджетному учреждению на выполнение государственного или муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного или муниципального задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Но и здесь таится некая формальная неоднозначность, которой может воспользоваться учредитель. Речь в вышеуказанной формулировке идет об изменении задания, что формально может дать основание учредителю снизить размер субсидии при внесении любых изменений в задание (необязательно именно снижение объемных показателей). Таким изменением может быть внесение в задание каких-либо незначимых коррекций и, как это ни парадоксально, даже увеличение объема задания.

Бюджетная субсидия на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания

Предоставление данных субсидий бюджетным учреждениям предусматривается федеральным законодательством. Но, в отличие от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания, такая субсидия не является обязательной: вопрос об ее предоставлениирешается учредителем, а порядок определения объема и условия предоставления субсидий устанавливаются в отношении федеральных учреждений Правительством РФ, в отношении государственных учреждений субъекта РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении муниципальных учреждений – местной администрацией (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Главным содержательным элементом данных нормативных правовых актов является то, на какие именно цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. В нормотворческой практике учредителей цели могут быть разнообразными: эти субсидии могут предоставляться на приобретение основных средств (в том числе недвижимого имущества), проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по ресурсосбережению, реализацию различных мероприятий в рамках целевых программ, обучение и повышение квалификации сотрудников, исполнение судебных решений, ликвидацию последствий стихийных бедствий, погашение кредиторской задолженности, проведение юбилейных мероприятий, реализацию социально значимых грантовых проектов, осуществление мероприятий, связанных с началом деятельности или ликвидацией учреждения, и т. д. Таким образом, субсидии на иные цели являются механизмом предоставления бюджетных инвестиций (бюджетных средств, направляемых на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества[8]), укрепления ресурсов учреждения (как материальных, так и нематериальных), обеспечения участия учреждения в мероприятиях, не предусмотренных ранее установленным государственным или муниципальным заданием, финансирования определенных форс-мажорных расходов, которые могут возникать у учреждения.

В связи с широтой понимания словосочетания «иные цели» (нередко в нормативных правовых актах такие цели вообще могут быть не конкретизированы) можно рассматривать данный механизм как возможность для учредителя финансировать любые расходы и потребности бюджетного учреждения, что по своей сути нивелирует декларируемую идеологию реформирования государственных и муниципальных учреждений в направлении обеспечения зависимости их бюджетного финансирования от объема и качества оказываемых ими услуг (выполняемых работ). Однако избежать этого, пожалуй, невозможно (а сами учреждения в этом, естественно, и не заинтересованы), так как собственником имущества бюджетных учреждений является государство или муниципалитет[9], и это «системное обстоятельство» в любом случае заставляет собственника использовать (или иметь в своем распоряжении) те или иные способы финансирования своих учреждений «от потребности». Обратим внимание, что в практике иногда имеют место даже крайние случаи, когда рассматриваемые субсидии предоставляются и на выполнение государственного или муниципального задания, например в Пензенской области бюджетное учреждению может получить финансирование на такую цель, как осуществление затрат разового характера, необходимых для исполнения государственного задания и не учтенных при его формировании на текущий финансовый год[10] (?!), что в принципе противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с региональной и муниципальной нормативно-правовой базой для определения объема таких субсидий на практике могут использоваться два способа. Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходяиз планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю согласно территориальному бюджету. При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию, которую бюджетное учреждение подает учредителю и в которой указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.

Руководителю бюджетного учреждения нужно тщательно изучить соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, чтобы понимать, на что конкретно ему могут быть предоставлены субсидии, как определяется их размер и какова процедура их получения.

Рассматриваемые субсидии носят целевой характер, поэтому предметом контроля выступает здесь целевое использование учреждением средств субсидии. Общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и бюджетным учреждением о предоставлении таких субсидий. В этих соглашениях устанавливается обязанность учреждения использовать субсидию исключительно по целевому назначению и право учредителя прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств и принимать меры к взысканию у учреждения в бесспорном порядке средств, использованных не по целевому назначению. Также общераспространенной практикой является представление учреждением учредителю отчета об использовании средств субсидии по определенной форме.

Кроме того, следует обратить внимание, что не использованные в текущем финансовом году остатки данных субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет и могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). То есть если неизрасходованные субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не могут быть изъяты у бюджетного учреждения учредителем, то аналогичные субсидии на иную цель учреждение может больше и не увидеть, поэтому, конечно же, оно должно быть заинтересовано в освоении данных средств в текущем году.

* * *

В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение статьи, где речь пойдет о других источниках и механизмах финансирования бюджетных учреждений – получении доходов от оказания платных услуг и выполнении платных работ, сдаче в аренду имущества и т. д.


[1] Части 3 и 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

[2] Часть 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

[3] Часть 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

[4] Пункт 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

[5] Пункт 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утв. Постановлением администрации города Барнаула от 22.02.2011 № 454.

[6] Например, см. п. 11 Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением администрации Тульской области от 22.12.2010 № 1196.

[7] Часть 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закона № 83-ФЗ).

[8] Статья 6 БК РФ.

[9] Абзац 1 ч. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

[10] Постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2011 № 282-пП «О Порядке определения объема и условиях предоставления из бюджета Пензенской области субсидий государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Пензенской области на иные цели».

www.klerk.ru


Смотрите также