• Полезная информация:

Смета доходов и расходов государства является монетарной политикой


Всё о монетарной политике – понятие, виды, цели и инструменты 🏦

За туманным термином «монетарная политика» скрывается желание государства управлять деньгами. Делать это можно по-разному, а роль основного регулятора отводится центральному банку (или его аналогам). Оказывается, она может повлиять не только на экономику в целом, но и на вашу жизнь.

Что же это такое?

Монетарная политика — политика управления денежной массой и процентными ставками. Поэтому она также называется кредитно-денежной. Обеспечить ровно то количество денег, которое в данной момент необходимо, — вот основная задача центрального банка. Если денег становится слишком много, инфляция поползет вверх.

Если их слишком мало, экономический рост замедлится. Грамотная монетарная политика — залог сильной и здоровой экономики.

Центральный банк — краеугольный камень национальной экономики. Именно он определяет монетарную политику страны

Какие цели у монетарной политики?

Зачем государства вообще занимаются чем-то подобным? Монетарная политика направлена на сглаживание циклических колебаний: во время роста она не дает экономике страны перегреваться, во время кризиса — подстегивает экономическую активность. Вот ее основные цели:

  1. Реакция на значимые события. На экономику может повлиять что угодно (и не всегда хорошо): тут и действия других государств, и стихийные бедствия. Задача центрального банка — своевременно отразить угрозы и не дать им негативно повлиять на экономику страны.
  2. Равновесие платежного баланса страны. Другими словами, обеспечение платежеспособности страны при торговле с другими странами. Чем ниже курс национальной валюты, тем проще отечественным предприятиям продавать свою продукцию за рубеж, но тем дороже будет обходиться импорт. Найти правильный баланс — задача монетарной политики.
  3. Полная занятость ресурсов. Монетарная политика следит и за тем, чтобы эффективно использовались все экономические ресурсы страны. Прежде всего, рабочая сила. При грамотной монетарной политике уровень безработицы должен быть минимальным, а предприятия будут работать на полную мощь.
  4. Контроль инфляции. Как высокая, так и слишком низкая инфляция несут угрозу для национальной экономики и благополучия граждан. Монетарная политика стремится, среди прочего, сгладить неблагоприятные эффекты инфляции и защитить ваши деньги от обесценивания.
🎓 Образовательное Инфляция и дефляция: причины и последствия

Все цели монетарной политики направлены на поддержание экономического роста и финансовой уверенности граждан.

Какими инструментами пользуется монетарная политика?

У монетарной политики есть три основных инструмента:

  1. Изменение процентной ставки, под которую центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Банки тоже берут деньги в долг, только не друг у друга, а у «банка банков». То, под какой процент они будут занимать деньги, и определяет монетарная политика. Здесь все так же, как и у людей: чем ниже процент, тем охотнее коммерческие банки будут брать в долг. И тем доступнее их кредиты будут для населения.
  2. Изменение нормы обязательных резервов. У коммерческих банков тоже бывают неприятности. Чтобы защитить вкладчиков от возможного банкротства, центральный банк обязует банки хранить часть средств у себя в качестве резерва. Их нельзя тратить и выдавать в кредит. Уменьшая или увеличивая требования к норме обязательных резервов, центральный банк регулирует количество денег в обращении. Чем выше эти резервы, тем надежнее банки для потребителей.
  3. Операции на открытых рынках. Центробанк может ослабить или усилить национальную валюту путем покупки других валют на средства из своих резервов. Также к операциям на открытых рынках относится торговля ценными бумагами. Продажа ценных бумаг увеличивает объем финансовых средств, которые банки могут потратить на свою деятельность. Например, на кредитование.

Какие виды монетарной политики бывают?

Их два:

  1. Стимулирующая (мягкая). Такая монетарная политика используется в период экономического спада. Ее цель — «дать пинка» экономике: простимулировать деловую активность, уменьшить уровень безработицы. Стимулирующая монетарная политика подразумевает снижение нормы обязательных резервов, снижение процентной ставки и покупку центробанком государственных ценных бумаг. Количество денег увеличивается, что приводит к росту потребительского спроса и торгового предложения.
  2. Сдерживающая (жесткая). Этот вид монетарной политики используется в случае, если экономический рост разогнался слишком сильно, и вследствие этого появилась опасность инфляции. В этом случае нормы обязательных резервов и процентную ставку повышают, а ценные бумаги центробанк продает на открытых рынках. Денежный объем уменьшается, спрос на товары падает. Это ведет к нормализации цен и возвращению уровня производства к нормальному значению.

Как монетарная политика влияет на курс валют и инфляцию?

Монетарная политика напрямую влияет на стоимость национальных валют. Пример: в одной стране количество денег осталось неизменным. В во второй курс монетарной политики привел к увеличению количества денег (например, были напечатаны дополнительные деньги для стимулирования экономики). Выходит, что теперь во второй стране количество денег стало больше, но стоимость их осталась прежней. А по отношению к неизменным деньгам первой страны так и вообще стала меньше. Это и есть изменение валютного курса.

Монетарная политика призвана сглаживать колебания экономики, делая рост стабильным и плавным

Другой пример: государство, согласно принятой монетарной политике, увеличило процентную ставку. Хранить валюту этой страны в банке становится выгоднее (т.к. доходность такого вклада также возрастает). В этом случае национальная валюта укрепляется, курс растет.

Монетарная политика — это тот рычаг, с помощью которого государство наиболее часто вмешивается в экономику страны. Инфляция и изменения обменного курса могут повлиять на благосостояние граждан, поэтому перед принятием важных финансовых решений неплохо бы узнать, что замышляет центробанк.

moneon.co

Государственный бюджет и финансовая политика

460. Перенакопление капитала в товарной форме характерно для кризисов:

þ классических

¨ послевоенных

¨ современных

¨ структурных

461. Последовательноcть фаз экономического (промышленного) цикла:

1. кризис

2. депрессия

3. оживление

4. подъем

462. Финансовые отношения могут быть охарактеризованы как:

¨ возмездные отношения

¨ отношения эквивалентного обмена

þ денежные безвозмездные отношения

¨ часть кредитных отношений

þ централизованные и децентрализованные финансы

þ финансы домохозяйств

463. Источниками финансовых ресурсов являются:

þ средства, аккумулированные в государственном бюджете

þ средства внебюджетных фондов

þ собственные целевые денежные средства предприятий

¨ кредиты коммерческих банков

¨ вклады населения в банках

464. Финансовая система включает:

¨ совокупность организаций и учреждений, осуществляющих операции с любыми денежными ресурсами

þ совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность

þ формирование и использование финансовых ресурсов

þ финансово-кредитные учреждения и органы управления финансами

¨ совокупность всех видов кредитно-денежных отношений, регулируемых Центральным банком

465. Бюджетная система - это:

¨ финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета

þ совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням

þ организация разработки и принятия бюджетов всех уровней

¨ свод федерального бюджета и региональных бюджетов

¨ консолидированный бюджет государства

466. Консолидированный бюджет представляет собой:

þ свод федерального, регионального и местных бюджетов



¨ совокупность федерального бюджета и региональных бюджетов

¨ федеральный бюджет

¨ свод бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

þ совокупность бюджетов всех уровней

467. Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой:

þ государственный бюджет

¨ консолидированный бюджет

¨ республиканский бюджет

¨ бюджет субъектов федерации

þ федеральный бюджет

468. Согласно Закону РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации" принципы построения бюджетной системы в полной мере реализуется:

¨ гласность

¨ реальность

¨ самостоятельность всех видов бюджета

þ ни один из принципов полностью не реализуется

¨ единство

469. Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются:

¨ эмиссия денег

¨ государственные ценные бумаги

þ кредиты от международных финансовых организаций

¨ государственные сберегательные займы

þ кредиты, получаемые от иностранных коммерческих банков

470. Государственный долг представляет собой:

þ сумму задолженности государства внешним кредиторам

¨ накопленную за все предшествующие годы сумму бюджетных дефицитов

þ сумму долга государства иностранным государствам

þ сумму задолженности внутренним кредиторам

¨ стоимость государственного заказа на поставку продукции

471. Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга равны:

¨ сумме процентов по совокупному долгу

¨ сумме обязательного ежегодного погашения ранее полученных кредитов

þ ежегодному погашению иностранных кредитов

þ выплате процентных платежей иностранным кредиторам

¨ покрытию бюджетных дефицитов за прошлые годы

472. Внебюджетные социальные фонды:

þ пенсионный фонд

¨ государственный фонд борьбы с преступностью

þ государственный фонд занятости

þ фонд обязательной социальной поддержки населения

¨ фонд поддержки сельского хозяйства

473. Источниками образования внебюджетных фондов являются:

¨ прибыль, процент, рента

þ налоги, специальные взносы

¨ сборы и пошлины

¨ доходы от коммерческой деятельности предприятий

þ отчисления из бюджета

474. Неналоговые доходы госбюджета:

þ доходы от приватизации

¨ платежи за пользование природными ресурсами

þ доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности

¨ доходы от внешнеэкономической деятельности

¨ НДС

475. НЕ относятся к прямым налогам:

þ акцизы

¨ налог на прибыль с предприятий

¨ подоходный налог с физических лиц

¨ земельный налог

þ НДС

þ таможенные пошлины

476. Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации доходов, считаются:

¨ твердыми

¨ прогрессивными

¨ регрессивными

þ пропорциональными

¨ косвенными

477. Регрессивный принцип построения налогов характерен для:

¨ прямых налогов

¨ налогов с физических лиц

þ косвенных налогов

¨ целевых сборов

þ акцизов

478. Налоговые льготы предназначены для:

¨ ускорения оборота капитала

þ повышения уровня социальной справедливости

¨ повышения жизненного уровня трудящихся

¨ сдерживания хозяйственной активности

þ активизации хозяйственной деятельности

479. Кривая Лаффера характеризует:

þ функциональную зависимость налоговых поступлений от ставок налогообложения

¨ тенденцию роста налоговых поступлений при повышении налоговых ставок

¨ ставки налогов в зависимости от уровня получаемого дохода

¨ зависимость благосостояния

þ принцип оптимизации налоговых поступлений

480. Финансовая политика проявляется в :

¨ стабилизации обменного курса национальной валюты

¨ взаимоотношениях между социальными группами;

þ системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов

¨ развитии рыночных отношений

þ способах распределения имеющихся денежных ресурсов

481. К числу монетарных инструментов финансовой политики относятся:

¨ манипулирование расходами государственного бюджета

þ изменение денежного предложения

¨ ставки и порядок налогообложения

¨ трансферты

þ регулирование денежного оборота

482. Дискреционная финансовая политика предполагает:

¨ автоматическую реакцию бюджета на экономические колебания

þ изменение принципов фискальной политики

¨ саморегулирование ставок налогообложения

þ сознательное изменение налоговой системы и государственных расходов

þ реализацию программы занятости

483. Автоматическая финансовая политика базируется на:

¨ регулировании сбережений

¨ манипулировании налогами

¨ увеличении государственных инвестиций

þ изменении экономической конъюнктуры

þ принципе встроенных стабилизаторов

484. Экспансионистская финансовая политика ведет к:

¨ снижению совокупного спроса в период экономического подъема

¨ приспособлению развития экономики к фазам экономического цикла

¨ сбалансированности государственного бюджета

þ увеличению совокупных расходов

þ росту трансфертных платежей

485. Встроенные стабилизаторы:

¨ учетная ставка

¨ норма амортизации

¨ норма обязательных банковских резервов

þ тарифы, налоги

þ пособия по безработице и социальные выплаты

486. Эффективность встроенного стабилизатора определяется:

¨ степенью увеличения налоговых поступлений в бюджет

¨ степенью увеличения объема сбережений населения

¨ изменением объема государственных инвестиций

þ степенью его восприимчивости, к динамике уровня экономической активности

þ ювесомщ стабилизатора в хозяйственном механизме регулирования экономики

487. Повышение деловой активности благодаря сокращению расходов бюджета и понижению налоговых ставок соответствует концепции:

¨ марксистской

¨ классической

þ неоконсервативной

¨ кейнсианской

þ неолиберальной


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Доходы и расходы государства - Энциклопедия по экономике

Бюджет государственный — ежегодно разрабатываемая и регулируемая органами государственной власти смета (роспись) доходов и расходов государства, утверждаемая в законодательном порядке. Государственный бюджет является важнейшим источником информации об экономическом положении в стране и роли государства в управлении социальным и экономическим развитием. Структура доходов и расходов бюджета зависит от социально-экономического и политического строя. Через государственный бюджет проходят средства, которые идут на содержание аппарата управления, на военные расходы, займы зарубежным странам, субсидии отечественным предпринимателям, расходы на выполнение государственных социальных, экологических и научно-технических программ, программ развития здравоохранения, образования, культуры и т.д. Доходная часть государственного бюджета страны складывается главным образом из налогов, пошлин и займов. Государственный бюджет складывается из бюджета центрального (федерального) правительства и бюджетов республик (местных властей). Если расходная часть превышает доходную, то имеет место бюджетный дефицит. Основные пути сокращения бюджетного дефицита сокращение расходной части, расширение налоговой базы и ужесточение налоговой дисциплины (политики).  [c.30]
Центральным элементом финансового планирования является баланс доходов и расходов государства, или сводный финансовый план, составляемый в Госплане СССР. С его помощью увязываются показатели народнохозяйственного плана со всеми финансовыми ресурсами, необходимыми для его выполнения, источниками их поступления и направлениями использования. Подсистема АСПР Финансовый баланс , в составе которой определяются показатели сводного финансового плана, является, таким образом, определяющим и связующим звеном указанных ведомственных подсистем.  [c.58]

Факторы и формы проявления инфляции. Современная инфляция не только характеризуется падением покупательной способности денег в связи с ростом цен, но и обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами (причинами) как в сфере производства и реализации, так и в денежном обращении, кредите и финансах. Первопричина инфляции — диспропорции между различными сферами народного хозяйства накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой и потребностями хозяйства в деньгах, кредитной экспансией и др.  [c.48]

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов (а) представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства (б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями (в) позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику (г) выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.  [c.256]

Государственный бюджет - состав доходов и расходов государства на определенный период.  [c.460]

Рассмотрим краткую характеристику доходов и расходов государства, чтобы вновь вернуться к ним в вопросе о государственном бюджете. Государственные доходы с точки зрения источников финансовая наука делит на частноправовые и общественно-правовые. И.Х. Озеров дает критерии этого деления Там же, где мы имеем избыток, но избыток такой, который получило бы и всякое частное лицо, эксплуатируя известные институты, то есть избыток, не превышающий средней коммерческой прибыли на затраченный капитал, там мы имеем дело с частноправовым источником дохода. Если же доходы от такого института не только покрывают расходы и среднюю коммерческую прибыль, но и дают еще избыток, который обусловливается тем, что государство, пользуясь своим правом принуждения к эксплуатации института, берет его в свои руки, не позволяя никому другому эксплуатировать аналогичные институты (табачная монополия и т. д.), то этот избыток мы называем налогом, так как он идет уже на покрытие общих государственных расходов 1.  [c.39]

В период господства натурального хозяйства в большинстве государств составлялось несколько финансовых планов, несколько росписей доходов и расходов. Государство удовлетворяло свои  [c.53]

В России организация государственных финансов при Петре I была аналогична описанной. Когда Петру I понадобились большие средства для содержания возрастающей армии, то он ввел подушную подать. Размер этой подати определялся размером расходного плана той части войск, которая содержалась на доход от подушной подати. При такой системе одна потребность удовлетворялась с избытком, другая - с недостатком. Все это расстраивало финансовое хозяйство страны, истощало платежеспособность населения и приводило к осознанию необходимости иметь один общий план, который охватывал бы все доходы и расходы государства.  [c.54]

Финансовая практика, которая стала развиваться в парламентарных условиях, требовала, чтобы единый брутто-бюджет был универсальным. Он должен точно отражать состояние государственного хозяйства, в него должны войти все доходы и расходы государства, без изъятий и ограничений, без смещения и уменьшения одной суммы за счет другой. В финансовой литературе не было разногласий по вопросу об универсальности бюджета, но в финансовой практике доходы не всегда полностью включались в бюджет.  [c.55]

Государственный бюджет- это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства 3.  [c.59]

Государственный бюджет - это перечень доходов и расходов государства. Это финансовый план государства, сопоставляющий доходы и расходы 4.  [c.59]

В научной литературе бюджет характеризуется в качестве объективной экономической категории. Разумеется, это категория, но категория счетного хозяйства. Неслучайно в зарубежной и в отечественной литературе 30—70-х годов бюджет определялся как свод доходов и расходов государства. Состояние бюджета определяют налоги и займы, именно они есть субстанции воспроизводственных процессов, именно от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Бюджет — это счетный план государства, позволяющий контролировать процесс зачисления средств в доходы казны и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов. Такие бюджетные планы имеют все обособленные хозяйствующие единицы, внебюджетные фонды, корпорации, страховые фирмы, банки и даже семья.  [c.51]

Само происхождение понятия бюджет не обусловлено объективной необходимостью исходя из законов воспроизводства, как, например, финансы или налоги. Тем более оно не предопределяет непосредственным образом полноту удовлетворения общественных потребностей. Бюджет имеет только опосредованное (через налоги и государственные займы) отношение к формированию воспроизводственных пропорций как субстанция, переносящая налоговые поступления, суммы займов и тому подобное в общенациональное пользование. Эти пропорции общенациональных финансовых ресурсов, учитываемых в бюджетном плане, формируют налоги, займы и другие источники средств, создаваемые в производстве. Понятие бюджет в переводе с английского означает мешок. Оно появилось в связи с тем, что при докладе главе государства министр финансов, подавая документ о своде доходов и расходов государства, открывал портфель. Эта процедура стала называться открытием бюджета. Без доходных источников нет и бюджета, тогда как потребности в самих этих источниках всегда существуют. Эти потребности удовлетворяются через налоги, а при их недостаточности — через займы.  [c.52]

Таким образом, данный учебник посвящен системному анализу и освещению понятия финансовое право , его системы, раскрытию особенностей финансово-правовых норм и финансово-правовых отношений, финансовому контролю, а также характеристике правовых институтов, регулирующих бюджетное право и бюджетный процесс, доходы и расходы государства, банковскую систему, денежное обращение, рынок ценных бумаг, особенно важный для погашения государственного долга, валютное законодательство.  [c.4]

Бюджет — это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права — государственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.  [c.29]

Таким образом, бюджет представляет собой свод доходов и расходов государства и кроме того, является документом политическим, юридическим и финансовым.  [c.402]

Роль государства в XIX в. была ограниченной. Бюджет позволял регистрировать доходы и расходы государства и давал возможность учитывать и контролировать его расходы, затраты на административные нужды и использование государственных ресурсов.  [c.405]

Таким образом, существует несколько разновидностей законов о финансах. Во-первых, в некоторых государствах предусмотрено составление многолетних планов, имеющих силу закона. Во-вторых, практически в любом государстве ежегодно принимается закон (или законы), устанавливающий доходы и расходы государства на каждый финансовый год. В-третьих, законодательство многих государств предусматривает возможность принятия дополнительных корректирующих законов о финансах в ходе исполнения бюджета. И, в-четвертых, ежегодно парламенты принимают законы об исполнении бюджета. Так, ст. 165 Конституции Бразилии предусматривает три вида законов в области бюджета многолетний план, бюджетные директивы и годовые бюджеты, а также в области бюджета могут приниматься и дополняющие законы. Палаты Парламента Италии в соответствии со ст. 81 Конституции ежегодно утверждают бюджет и закон об исполнении бюджета. Также предусматривается возможность принятия и других законов, связанных с исполнением бюджета.  [c.407]

Бюджетное право зарубежных стран представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих структуру бюджетной системы государства, состав и порядок распределения доходов и расходов государства, полномочия государственных органов, бюджетный процесс.  [c.408]

Конституция Франции в ст. 34 устанавливает, что финансовыми являются законы, определяющие доходы и расходы государства,  [c.410]

Принцип единства бюджета означает, что все доходы и расходы государства должны быть объединены в рамках одного универсального бюджета. Данный принцип не сводится к принятию единого бюджетного акта. Единство бюджета выражается в единстве бюджетной системы, единообразии бюджетной документации, бюджетной классификации. Сосредоточение всех доходов и расходов государства в одном акте облегчает процедуру парламентского контроля в бюджетной сфере.  [c.418]

Принцип универсальности бюджета означает, что все доходы и расходы государства подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Правительство не должно иметь иных доходов и расходов, кроме предусмотренных бюджетом. Принцип универсальности связан с понятием бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции правительства по доходам и расходам.  [c.419]

Проект государственного бюджета разрабатывают, как правило, центральные органы государственного управления — министерства финансов (в США эту роль выполняет Административно-бюджетное управление), главной задачей которых являются оценка доходов и расходов государства и налоговая политика.  [c.421]

В Канаде ведущую роль на стадии исполнения бюджета играют Казначейство и Управление Главного аудитора. Казначейство было создано в 1867 г. в рамках Министерства финансов и через 100 лет преобразовано в самостоятельное министерство, которое на сегодняшний день отвечает за распределение ресурсов для утвержденных политических курсов и программ. Также традиционно роль хранителя финансов парламента принадлежит Управлению Главного аудитора, которое с 1877 г. отвечает за проверку правительственных счетов для обеспечения их правильного ведения с целью полного учета всех доходов и расходов государства.  [c.431]

Во Франции парламентский контроль осуществляется через постоянные и временные комиссии обеих палат Парламента. В Сенате контрольные функции осуществляют Комиссия по вопросам экономики и плана и Комиссия финансов, контроля за бюджетом и экономическими счетами нации. В Национальном Собрании на постоянной основе действует Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана. В ее функции входит контроль за а) доходами и расходами государства б) исполнением бюджета в) использованием государственного имущества г) финансовым состоянием государственных предприятий д) кредитными операциями государственных органов.  [c.516]

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.  [c.9]

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет национальные особенности. Типичным является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.  [c.127]

Сущность и роль Государственный бюджет — это роспись (смета, ба-бюджета ланс) денежных доходов и расходов государства.  [c.511]

Статистика финансов изучает совокупность экономических отношений, имеющих денежную форму выражения и материализующихся в денежных доходах и расходах государства, субъектов хозяйствования, домашних хозяйств.  [c.309]

Опишите факторы, определяющие тенденции формирования доходов и расходов государства.  [c.202]

Конституции требуют, чтобы все доходы и расходы государства включались в бюджет.  [c.39]

Сущность и Государственный бюджет — это роспись (смета, ба-роль бюджета ланс Денежных Доходов и расходов государства.  [c.347]

Позже название портфеля было перенесено на сам документ. В 1870 г. термин бюджет закрепился в обиходе как название документа, заключавшего в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства.  [c.185]

Государственные финансы непосредственно связаны с деятельностью государства и государственных органов (регионов, муниципалитетов и т.д.) в области правосудия, образования и т.д. Сфера государственных финансов распространяется как на доходы государства (например, налоги), так и на государственные расходы, то есть расходы государственных органов на обеспечение необходимых услуг населению. Очевидно, что доходы и расходы государства влияют на производство и потребление товаров. Поэтому между экономической теорией и государственными финансами существует тесная взаимосвязь.  [c.17]

Бюджет включает доходы и расходы государства.  [c.353]

Государственный бюджет — это смета планируемых государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направленная и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, военные нужды, финансирование социальных программ, поддержание и развитие государственного сектора экономики, многие другие цели. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который считал, что они становятся все более "высококачественным благом" (эластичность спроса на них со стороны домашних хозяйств больше единицы). Эти предсказания полностью сбылись и вошли в миро-  [c.363]

Термин баланс происходит от латинских слов bis — дважды и lanx — чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (интервал). Например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, металла, хлеба и др.), баланс денежных доходов и расходов государства (государственный бюджет), населения, организации и т. п.  [c.14]

В настоящем параграфе мы дадим в изложении русских авторов проблемы предмета и содержания финансовой науки. Профессор И.И. Янжул в курсе Основные начала финансовой науки (1899) рассматривает учение о финансах как науку о доходах и расходах государства, чьей основной задачей является исследование способов наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства. По определению И.И. Янжула, финансовая наука - наука о государственном хозяйстве . А.И. Буковец-кий в учебнике Введение в финансовую науку , написанном в конце 20-х гг. XX в., отмечает, что лучший русский учебник по финансовой науке - учебник И.Х. Озерова Основы финансовой науки 1, в котором автор излагает свои теоретические взгляды, сформировавшиеся на базе глубокого изучения не только русской, но и европейской научной литературы.  [c.24]

Бюджет - слово английского происхождения, означающее мешок . Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на самый документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.  [c.47]

Все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, т. е. состоянием налоговых и кредитных отношений. Последние зависят от производства и обмена, что свидетельствует об их объективной экономической природе. Счетная категория бюджет — это чисто надстроечная категория, сама по себе она субъективна. Приведенные положения крайне важны по двум причинам. Во-первых, кризис бюджета следует связывать с кризисом производства и обращения. Преодоление этого кризиса требует глубокого анализа зависимостей между воспроизводством, действующей системой налогообложения и условиями размещения займов. Применение чисто монетарных способов снижения бюджетного дефицита, тем более административных мер, не в состоянии решить эту проблему. Во-вторых, важный вопрос заключается в правовом оформлении бюджетно-налоговых отношений как единого системного комплекса. Логика сосуществования должна иметь место не только между отдельными налогами, но и между всеми налоговыми, неналоговыми доходами, с одной стороны, и расходами государства — с другой. В правовом отношении этот комплекс необходимо регламентировать единым документом, например, Кодексом государственных доходов и расходов (КГДР). Вот это уже совокупность общегосударственных (публичных) финансов, где соединены как неразрывное целое доходные источники, расходы и соотношение между ними. Данный тезис — результат исследований далекого прошлого [31]. Именно из необходимости анализа соотношения доходов и расходов государства, установления баланса между ними и появилось понятие кредит . Если не хватало налогов, государство привлекало займы, т. е. брало деньги в долг. Позже это понятие стало означать весь  [c.52]

economy-ru.info

15. Монетарная политика. Деньги и рынок денег.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу и на денежный мультипликатор. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков и банковского мультипликатора.

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.

Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. В зависимости от вида обращаемых денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл;

2) системы бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.

Современные денежные системы, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, систему эмиссии денег и государственный аппарат регулирования денежного обращения.

16. Инфляция: причины, содержание, темпы, виды. Антиинфляционная политика.

Инфляция — переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесцене­ние денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция — это повыше­ние общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.

Причины инфляции. Во-первых, это диспропорциональность, или несбалан­сированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Во-вторых, это постоянный рост расходов государства на финансирование общенациональных, экономических и социальных программ. В-третьих, это спрос на деньги со стороны производителей. В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохо­зяйственные связи увеличивается опасность «импорти­руемой» инфляции. В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживаю­щийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.

Виды инфляции. Умеренная инфляция, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10% в год. Такая инфляция, как благо для экономического развития, а государство как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса. Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для эконо­мики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен. Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен.

И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфля­ции. В отличие от нее, при подавленной инфляции роста цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефицитах и очередях.

Темп инфляции. Выраженный в процентах годовой темп прироста общего уровня цен в течение определенного периода времени. где IPt — индекс цен текущего уровня, IPt-1 — в прошлом году. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюн­ктуры.

Два подхода антиинфляционной политики. В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налога­ми в целях воздействия на платежеспособный спрос.

Второй подход - денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику.

studfile.net


Смотрите также