• Полезная информация:

Нужна ли экспертиза сметы на текущий ремонт


Нужна ли экспертиза сметной документации на текущий ремонт? . В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.

Текущий ремонт объекта – совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции от 04.01.2014 № 130-З). 

Для обоснования принимаемого решения о проведении текущего ремонта организациями составляется дефектный акт формы С-1, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 14, который служит исходным документом для составления сметы на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту. Дефектный акт составляется при необходимости на основании технических заключений и (или) обследовательских работ. 

При выполнении работ по текущему ремонту разработка проектной документации не требуется. 

Сметная документация, составленная в установленном порядке, на ремонтные работы, относимые к текущему ремонту, содержится в перечне проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной. Данный перечень является приложением к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, в редакции от 01.04.2014 № 301. 

Отсутствие необходимости прохождения государственной экспертизы сметной документации на текущий ремонт подтверждено письмом Минстройархитектуры от 20.06.2014 № 02-3-02/4813 «О разъяснении практики применения НПА». 

Анастасия Быковская, юрист

smetnoedelo.by

Экспертиза сметы на текущий ремонт

Полезная информация?

Смета на ремонт является важным документом, который регулирует отношения между заказчиком и подрядчиком, а также отражает все основные и дополнительные затраты:

  • На оплату труда рабочих.
  • Приобретение стройматериалов.
  • Использование техники и оборудования.

Кроме того, смета определяет общий объем предстоящих затрат. Поэтому важно перед началом ремонтных работ, провести экспертизу сметы на текущий ремонт, который предполагает осуществление таких видов работ, как устранение дефектов инженерных систем, стен, отделки, кровли, теплоизоляции и иных элементов строения.

Для чего нужна экспертиза?

Каждый, кто заказывает текущий ремонт зданий и сооружений, заинтересован в точном определении предстоящих финансовых вложений. Кроме того, заказчик должен быть уверен в том, что составитель сметы правильно использовал индексы инфляции и применил при расчетах реальную стоимость материалов. А также правильно ли установлены сроки проведения всех этапов ремонта. Помогает в этом вопросе экспертиза сметы на текущий ремонт.

Кому поручить проверку сметы?

Сегодня экспертиза сметы на текущий ремонт является обязательной только для тех объектов, финансирование которых обеспечивается из бюджета. В остальных случаях проверка сметы проводится по желанию заказчиков, которые предпочитают обращаться в независимые экспертные организации. Одной их таких компаний, пользующихся высоким авторитетом, является Федерация судебных экспертов. Ее специалисты обладают соответствующими лицензиями, поэтому выданные ими заключения можно использовать в суде при решении конфликтов.

Кроме того, специалисты ФСЭ дают рекомендации, которые помогают устранить, выявленные в ходе экспертизы нарушения и отклонения от норм при составлении сметной документации. Это позволяет до начала ремонта исправить ошибки.

strexp.ru

Читать книгу Госзаказ. Капитальный и текущий ремонт И. И. Вотченко : онлайн чтение

Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства

В случае проведения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, финансирование которого осуществляется с привлечением бюджетных средств, согласно требованию постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» (далее – Постановление от 18.05.2009 г. № 427), предусмотрено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости 21
  Согласно п. 30 ст. 1 общих положений ГрК РФ сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта – сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

[Закрыть] строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

Требования Постановления от 18.05.2009 г. № 427 регламентируют порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.

Согласно пункту 18 Постановления от 18.05.2009 г. № 427 предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации22
  Согласно п. 30 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» – сметная документация, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат. Сметная документация составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

[Закрыть], в целях установления их соответствия сметным нормативам23
  Согласно п. 33 ст. 1 общих положений ГрК РФ – сметные нормативы – сметные нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, используемые при определении сметной стоимости строительства.

[Закрыть] (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Пунктом 4 Постановления от 18.05.2009 г. № 427 определен перечень организаций имеющих право проведения проверки достоверности определения сметной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1159 в Постановление от 18.05.2009 г. № 427 внесены существенные изменения, согласно которых, проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости подлежат также объекты:

– капитального строительства, в отношении которых не требуется подготовка проектной документации, и такая документация не разрабатывалась по инициативе застройщика;

– капитального ремонта.

Из официальных разъяснений Минстроя России от 15 декабря 2016 г. № 42673-ОГ/09 следует, что действие Постановления от 18.05.2009 г. № 427 распространяется на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства24
  Капитальный ремонт объектов капитального строительства – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

[Закрыть].

Следует обратить внимание, что ранее опубликованные письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 6825-ИП/08 и от 01 ноября 2010 г. № 37439-ИП/08, в которых сообщалось, что в отношении объектов капитального ремонта действие Постановления от 18.05.2009 г. № 427 не распространяется, утрачивают свою актуальность с момента вступления в силу официальных изменений в Постановление от 18.05.2009 г. № 427, а именно с 19 ноября 2016 г. Начиная именно с этой даты, заказчик обязан проводить проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта.

Для проведения указанной проверки, заказчику необходимо подготовить и предоставить на проверку пакет документов, предусмотренный подпунктом 8(2) Постановления от 18.05.2009 г. № 427.

Результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (п. 24. Постановления от 18.05.2009 г. № 427).

Следует отметить, что форма заключения и порядок его оформления устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Возникает резонный вопрос, обязан ли заказчик при бюджетном финансировании текущего ремонта проводить какие либо экспертизы сметной документации и кем такие экспертизы должны проводиться.

Руководствуясь официальным разъяснением Минстроя России от 17 января 2017 г. № 907-ОГ/09 – сметная стоимость текущего ремонта не подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

Многие заказчики считают, что при подготовке к проведению текущего ремонта (не затрагивающего конструктивных и другие характеристики надежности объекта) следует проводить проверку достоверности сметной стоимости ремонтных работ в федеральном центре по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (далее – ФЦЦС) или региональном центре по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (далее – РЦЦС). Так ли это на самом деле?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос следует обратиться к Уставу федерального автономного учреждения «ФЦЦС», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 462/ПР (далее – Устав).

Согласно подпункту 2.2 Устава – предметом деятельности ФЦЦС является методологическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и региональных специализированных организаций в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве и промышленности строительных материалов.

Согласно подпункту 2.4 Устава – ФЦЦС вправе осуществлять виды деятельности, приносящие доход, а именно – проведение на основании обращения экспертизы (проверки достоверности) сметной документации по объектам капитального ремонта, а также объектам, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения с выдачей соответствующего заключения.

Однако, форма и содержание заключения, установлены Приказом Минрегиона РФ от 20 августа 2009 г. № 354 и распространяются исключительно на проверку достоверности определения сметной стоимости, проводимую в рамках Постановления от 18.05.2009 г. № 427 уполномоченным на это федеральным государственным учреждением «Главное управление государственной экспертизы»25
  Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.10.2009 г. № 474.

[Закрыть]. Иных заключений экспертизы (проверки) достоверности определения сметной стоимости законодательно не предусмотрено.

Следует отметить, что региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) предлагают аналогичные услуги по проведение экспертизы (проверки) сметной документации.

Согласно пункту 30 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 – сметная документация, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат. Сметная документация составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Таким образом, ФЦЦС и РЦЦС предлагают заказчикам проведение экспертизы (проверки) расчетов, содержащихся в сметной документации на предмет их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. В рамках указанной экспертизы (проверки) не проводится проверка соответствия технической и сметной документации. Таким образом, отвечать за риски и последствия несоответствия указанных документов будет заказчик.

Проведение указанной экспертизы (проверки), по своей сути, является одной из составляющей проверки, проводимой в рамках Постановления от 18.05.2009 г. № 427.

Однако, в случае проведения проверки, согласно требованиям Постановления от 18.05.2009 г. № 427 предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия:

– сметным нормативам, (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (далее – укрупненные нормативы цены строительства) включенным в федеральный реестр сметных нормативов;

– физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Экспертиза, проводимая ФЦЦС и РЦЦС, не заменяет проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства26
  К аналогичному мнению пришел арбитражный суд Дальневосточного округа в своем постановлении от 20.02.2016 г. № ФОЗ-132/2016 по делу №А73-10933/2015.

[Закрыть], проводимой в рамках Постановления от 18.05.2009 г. № 427 уполномоченным на это федеральным государственным учреждением «Главное управление государственной экспертизы».

Таким образом, заказчику при проведении капитального ремонта (не требующего предварительного проектирования), с целью соблюдения требований действующего законодательства необходимо провести проверку сметной документации на предмет достоверности определения ее стоимости в государственном учреждении «Главное управление государственной экспертизы» либо в его региональных отделениях. Иного вида проверок сметной документации на капитальный ремонт законодательно не предусмотрено.

Следует отметить, что в отношении объектов текущего ремонта проведение каких-либо проверок сметной документации законодательно не предусмотрено.

Однако, в современной бюджетной системе Российской Федерации, в эпоху кризиса и тотальной экономии, денежные средства на разработку сметной документации, аккредитованными на это специалистами в области ценообразования, не выделяются, а содержать своего собственного сметчика не позволяют штатные должности. От безысходности заказчики вынуждены обращаться за помощью в подрядные организации, которые «заинтересованы» в составлении сметной документации, с целью последующего выполнения ремонтных работ. Следует отметить, что составленные «заинтересованным подрядчиком» сметы, зачастую, мягко говоря, завышены. Причем уровень завышения порой составляет 2-3 раза от реальной рыночной стоимости.

По мнению автора, в случае отсутствия в организации специалиста по ценообразованию и сметному нормированию экспертиза (проверка) смет на текущий ремонт, в интересах заказчика, будет более чем целесообразна. Ведь для дальнейшего проведения текущего ремонта, недостаточно одной лишь сметной документации, прошедшей экспертизу (проверку).

Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией (техническим заданием), определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. В этом случае, основным документом определяющим объем и состав подлежащих выполнению работ является техническое задание.

Таким образом, с целью получения желаемого результата от проведения текущего ремонта заказчику необходимо провести экспертизу (проверку) на предмет соответствия технической и сметной документации. Только совокупная экспертиза (проверка) этих документов приблизит заказчика к получению желаемого результата от выполнения ремонтных работ.

С этой целью рекомендуются следующие виды экспертиз (проверок) сметной документации:

1) негосударственная экспертиза отдельно взятого раздела проектной документации (сметной документации)27
  Согласно п. 12 ст. 48 ГрК РФ – смета на ремонтно-строительные работы является составной частью проектной документации (раздел № 11).

[Закрыть] в аккредитованной в соответствии со статьей 50 ГрК РФ экспертной организации. Такую экспертизу (проверку) необходимо проводить на основании договора, в котором следует отразить все его существенные условия.

2) проведение проверки (экспертизы) сметной стоимости на предмет их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, а также физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Такую экспертизу (проверку) целесообразно проводить в зарекомендовавших себя специализированных организациях, имеющих в штате аттестованных специалистов в области ценообразования и сметного нормирования на основании договора, в котором следует отразить все его существенные условия.

Контракт на выполнение ремонтно-строительных работ для государственных и муниципальных нужд

Государственный (муниципальный) контракт – это договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п.8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В рамках государственного (муниципального) контракта подрядчик обязуется выполнить строительные (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК РФ), а также другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Заказчиками по государственному контракту могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные (казенные) учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Муниципальными заказчиками по муниципальным контрактам могут выступать органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов.

Государственный контракт на выполнение подрядных работ по своей правовой основе является гражданско-правовым договором подряда, поэтому контракту, с одной стороны, присущи многие характеристики обычного договора подряда28
  Согласно п. 2 ст. 702 ГК РФ к подрядным работам для государственных нужд применяются положения параграфа 1 «Общие положения о подряде», если иное не установлено правилами самого Кодекса.

[Закрыть], но, с другой стороны, он обладает и рядом особенностей, не встречающихся более в гражданском обороте. Такие особенности вызваны тем, что контракт будет оплачиваться за счет бюджетных средств.

Следует отметить, что государственный (муниципальный) контракт может быть заключен не на любые подрядные работы, а только на те, которые связаны с проектированием, строительством и ремонтом объектов, принадлежащих государственному (муниципальному) заказчику. Таким образом, проводить капитальный или текущий ремонт зданий и сооружений, не состоящих на балансе заказчика, будет неправомерно.

Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственным или муниципальных нужд в части, не урегулированной указанным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. До настоящего времени такой закон не принят. Представляется, что в таком случае ГК РФ делается ссылка на Закон № 44-ФЗ. Однако вряд ли приведенная формулировка ст. 768 ГК РФ позволит заказчикам применять положения кодекса в тех случаях, когда они будут противоречить нормам Закона № 44-ФЗ. На практике контролирующие органы, прежде всего Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, полагают приоритет Закона № 44-ФЗ над нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отдельно следует отметить, что в настоящее время действует такой документ, как «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» (утв. постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 812). Несмотря на то, что документ действует в настоящее время, применяется он со значительными ограничениями, так как многие его положения прямо противоречат Закону 44-ФЗ и ГК РФ.

Основные нормы о подрядных работах для государственных и муниципальных нужд содержатся в § 5 главы 37 ГК РФ.

Для того чтобы перейти к рассмотрению порядка заключения контракта и его отдельных условий следует отметить, что стандартный государственный (муниципальный) контракт на выполнение ремонтно-строительных работ обычно состоит из следующих разделов:

1) Преамбула, термины и определения;

2) Предмет контракта;

3) Права и обязанности сторон;

4) Цена контракта и порядок оплаты;

5) Начальный, конечный и промежуточный сроки выполнения работы;

6) Обеспечение строительства материалами и оборудованием;

7) Гарантии качества результата работы;

8) Порядок сдачи-приемки результата работы;

9) Обеспечение исполнения контракта;

10) Ответственность сторон;

11) Форс-мажорные обстоятельства;

12) Заключительные положения;

13) Приложения к контракту (обычно приложениями выступают смета, проектная документация, задание на проектирование, ведомости объемов работ, спецификации, техническое задание, регламент выполнения работ, календарный план, график производства работ и т. д.).

Порядок заключения государственного (муниципального) контракта

Государственный (муниципальный) контракт заключается по итогам размещения заказа. Необходимым условием правомерности и действительности контракта является то, что подрядчик по государственному (муниципальному) контракту определен специальным способом, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, а не отдан произвольно выбранному подрядчику.

Зачастую заказчики стремятся заключить контракт с конкретным подрядчиком, что отвечает принципу свободы договора в гражданском праве, но из-за того, что интерес конкретного должностного лица заказчика и его субъективное мнение о том, что некий подрядчик лучше других, может не совпадать с государственным, публичным интересом, заказчику в большинстве случаев не предоставлено право самостоятельно определять подрядную организацию. Соответственно и указанный принцип в рассматриваемых отношениях практически не действует. Например, в случае, когда государственный контракт должен быть заключен по итогам торгов, но заказчик не провел эти торги, то в соответствии со статьей 168 ГК РФ, контракт признается недействительным (ничтожным). Указанный факт неоднократно подтвержден арбитражной практикой.

Следует отметить, что в отношении заключения государственного (муниципального) контракта, условия, на которых он заключается, фактически заранее определены. Содержание государственного (муниципального) контракта определяется заказчиком в заранее подготовленном проекте контракта. Участникам размещения заказа, потенциальным подрядчикам, предлагается лишь ознакомиться с содержанием будущего контракта и, учитывая конкурентную борьбу, предложить некоторые, заранее не определенные условия. В большинстве случаев при проведении аукционов, под заранее неопределенными условиями подразумевается цена выполнения работ. Следует учесть, что на аукционах участник заказа лишен права предлагать свои материалы, технологии, сроки выполнения работ и другие условия, которые, по его мнению, делают его предложение актуальнее предложений конкурентов.

Итоговый вариант государственного (муниципального) контракта формируется путем включения в проект, заранее разработанных заказчиком, тех условий исполнения контракта, которые были предложены участником в заявке на участие в торгах.

Впоследствии ни одна, ни вторая сторона контракта уже не смогут изменить разработанные и предложенные ею условия контракта – ни в момент заключения контракта, ни в процессе исполнения его обязательств. Законодательство о размещении заказов закрепляет прямой запрет на изменение условий контракта (п.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за изменение условий контракта, как при его заключении, так и при его исполнении, в случае, когда такое изменение привело к уменьшению количества поставляемой продукции, или дополнительным расходам бюджета, так и в случае, когда никаких неблагоприятных последствий не наступило (см. ст. 7.32 КоАПРФ).

Такой жесткий подход к вопросу изменения условий контракта легко объясним. Очевидно, что изменение победителем ранее предложенных им условий не имеет для государственного (муниципального) заказчика никакого смысла, так как победитель должен быть признан таковым именно на заявленных им условиях, и вполне возможно, что если бы его заявка была подана с измененными условиями, то она была бы признана проигравшей.

Как уже было указано ранее – государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд – это гражданско-правовой договор подряда, на который распространяются положения статьи 702 ГК РФ, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих контрактах.

С целью получения более детальной структуры контакта (договора) на выполнение подрядных работ в строительстве необходимо рассмотреть каждый раздел в отдельности.

iknigi.net

Нужна ли экспертиза сметы на ремонт?

Полезная информация?

Нужна ли экспертиза сметы на ремонт? Естественно, да. Экспертные квалифицированные проверки ремонтно-сметной документации важны при осуществлении любого уровня восстановительно-ремонтных работ.

Если закрадется хоть малейшая ошибка, либо неправильное применение расчетных коэффициентов, то это повлечет за собой к большому увеличению финансовых затрат. Вопросы, затрагивающие проверку и разработку смет, обладают, на текущий момент, в условиях высокой конкуренции, серьезным экономическим значением.

На что влияет достоверность и обоснованность расчетов стоимости ремонта:

  • Правомерность распределения капвложений (инвестиций).
  • Эффективное использование денежных средств.

Наша независимо-экспертная компания ― профессиональная экспертиза сметных документов в ходе выполнения негосударственной экспертизы ПСД

Мы обладаем многолетней практикой и опытом, чтобы быстро и качественно осуществить данные исследования. Как показывает наша деятельность, в сметных документах присутствует огромное количество нарушений (ошибки, приписки, неточности).

Очень часто, строительно-подрядные фирмы, оказывающие ремонтно-восстановительные услуги, выполняют мошеннические действия, используя завышенные, либо заниженные расценки. Такие правонарушающие расчеты приводят возникновению конфликтов, что в свою очередь наносит вред заказчикам.

Каким образом могут допускаться ошибки и несоответствия:

  • Неумышленно, т. е. по невнимательности, либо при обладании низкой компетенцией (к примеру, материальные убытки инвесторов, снижение качественности строительно-ремонтных работ).
  • Преднамеренно, т. е. реализовать преступные замыслы, с намерением незаконного обогащения (приводит к судебных процессам и неприятным последствиям с уголовным преследованием).

Что мы предлагаем:

  • Обследования сметной документации перед началом осуществления ремонтных мероприятий.
  • Проверки расходно-сметных документов, соответствуют ли они действующим нормативам и ценам рынка.

Все экспертные процедуры в данном направлении выполняются нашими компетентными и профессиональными экспертами, которые великолепно разбираются в малейших нюансах составления смет.

Нужна ли экспертиза сметы на ремонт и когда нужно ее выполнять?

Ситуации, когда важно осуществлять такие проверки:

  • Правильное использование необходимых расценок (коэффициентов, накруток).
  • Для сверки реально-выполненного объема работ и запланированных по расходным документам.
  • Предварительно изучить смету на ремонтно-восстановительные работы перед прохождением гос. экспертизы ПСД, чтобы исключить все несоответствия и быстрого получения разрешения.
  • Выявить все отклонения и нарушения, установить факторы образования и разработать рекомендации по их оперативному устранению.

У нас существует специальный отдел, где профессионально проверяются и детально анализируются предоставленные сметные документы. Наши эксперты обладают большим практическим опытом в вопросах проверок сметной стоимости и расчетов. Воспользуйтесь нашими профессиональными услугами и получите самую грамотную помощь.

strexp.ru

порядок и сроки проведения. В каких случаях нужен анализ строительных смет?


Проведение экспертизы сметной документации может выявить неточность расчетов, завышение или занижение стоимости материалов и сроков проведения работ, нецелевые расходы и другие недостатки, искажающие конечную стоимость.

Подробнее...


Стоимость проведения экспертизы может зависеть от объекта проверки, срочности, наличия определенных документов по строительному проекту.

Узнать стоимость услуги...


Проведение экспертизы сметной документации лучше доверить независимому специалисту, чтобы минимизировать риск личной заинтересованности в деятельности компании.

Получить консультацию...


В рамках строительного консалтинга могут быть оказаны следующие услуги:
  • экспертиза сметной документации;
  • экспертиза проектной документации;
  • строительный аудит;
  • технический надзор;
  • лицензирование, допуски СРО, сертификация.
Услуги...

Экспертиза сметы до начала строительства позволит оценить перспективы капиталовложения и минимизировать риски.

Узнать больше...


Перед прохождением государственной экспертизы можно воспользоваться услугами независимых аудиторов. Это позволит своевременно откорректировать ошибки в документации, снизить риск получения отрицательного заключения, а также сократить сроки проверки.

Заказать экспертизу...

Ни для кого не секрет, сколько досудебных и судебных споров возникает между застройщиком (техническим заказчиком) и подрядчиком из-за разногласий в расчетах, а также к каким финансовым и временным издержкам приводит некорректно составленная смета. Заказчику строительства избежать подобных проблем и сэкономить деньги еще до начала реализации проекта помогает независимая экспертиза сметной документации. О целях этой процедуры, ее методах и правилах проведения, а также возможном экономическом эффекте, который дает обращение к профессиональным экспертам, — читайте в нашем обзоре.

В каких случаях нужна экспертиза сметной документации

Проектно-сметная документация представляет собой комплект документов в графической и текстовой формах, включающий расчеты необходимых затрат. Сметную документацию, разработанную на стадии «проектная документация» (ПД), т.е. без чертежей, называют объектным и локальным сметным расчетом. Если сметная документация подготовлена на базе рабочих чертежей, — на стадии «рабочая документация» (РД), — она носит название локальной и объектной сметы.

При выполнении работ возможна ситуация, что первоначальных инвестиций на реализацию проекта недостаточно. Это может указывать на то, что смета была составлена некорректно. В других случаях суммы могут быть намеренно преувеличены исполнителем в расчете на то, что заказчик не обладает специальными знаниями, не в состоянии провести анализ проектно-сметной документации и выявить недостоверные показатели. Завышенными могут оказаться затраты на транспорт, оплату труда, коэффициенты для пересчета текущих цен, другие накладные расходы. Все это приводит к финансовым потерям со стороны заказчика. Подобные ситуации нередко заканчиваются длительными судебными разбирательствами.

Поэтому проведение экспертизы проектной документации в строительстве — важный этап, который всегда предшествует началу строительных работ. Согласно Градостроительному кодексу РФ экспертизе подлежит документация на объекты капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой документации. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проект и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу. Для ряда объектов исследование не обязательно. Это частные жилые и многоквартирные дома, объекты с количеством этажей не больше двух, площадью не более 1500 м², а также некоторые другие здания и сооружения простых конструкций.

Обратите внимание
В статье 49 ГрК РФ представлен список объектов, в отношении которых должна проводиться только государственная экспертиза проектно-сметной документации. Это технически сложные и особо опасные объекты, проекты, реализуемые за счет бюджетного финансирования, дороги федерального значения, объекты культурного наследия, объекты, охраняемые государственной тайной, расположенные в особой экономической зоне или те, которые планируется строить на территории двух и более субъектов страны. Во всех остальных случаях заказчик может обратиться в аккредитованную коммерческую организацию.

Негосударственную экспертизу проектно-сметной документации проводят для оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, степени соответствия нормам градостроительного регламента и т.д. Предмет проведения исследования оговаривается заранее и вносится в договор между заказчиком и аккредитованной организацией, которая будет проводить экспертизу.

Подготовленный отчет позволяет достоверно выяснить следующее:

  • являются ли представленные подрядчиком цены на строительно-монтажные работы и материалы завышенными или соответствуют рыночным;
  • действительно ли для данного объекта необходимо проведение всего комплекса работ, указанного подрядчиком в смете;
  • найдется ли применение технике, указанной в проекте, и в каких объемах;
  • насколько правомерно использование тех или иных коэффициентов;
  • верно ли выполнены расчеты;
  • правильно ли определены сроки;
  • не является ли итоговый объем финансирования завышенным;
  • насколько экономически привлекательным является проект;
  • соответствует ли проектная документация нормативным требованиям и др.

В ситуации, когда заказчик строительства обязан предоставить проектно-сметную документацию государственному эксперту, он вправе предварительно заказать проведение негосударственной экспертизы строительных смет. Она поможет исправить неточности в смете, повысить шанс быстрого прохождения государственной экспертизы и снизить риск возврата документов на доработку.

Исследование проектно-сметной документации можно разделить на два блока: экспертиза проектной документации и исследование сметы на строительство. Ошибки, допущенные при проектировании, могут обернуться невозможностью сдачи объекта в эксплуатацию, неточности и просчеты — неправильным выбором схемы финансирования и крупным перерасходам.

Важно!
Смета — это основной финансовый документ в работе строительных компаний и заказчиков, на основании которого начисляются налоги. Налоговые суммы, исчисленные по ошибочной смете, будут неправильными, а это грозит крупными штрафными санкциями.

В корректности сметной документации заинтересованы, прежде всего, заказчик строительства или реконструкции либо инвестор, желающие избежать необоснованных и непредвиденных трат, реализовать экономически эффективный проект. Экспертиза может быть интересна и исполнителю, который желает получить полную и гарантированную оплату за выполненные работы. Грамотное проведение экспертизы сметной документации позволяет всем участникам строительства застраховать себя от угроз финансового и технического характера, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Кто проводит экспертизу

Для проведения экспертизы негосударственным организациям необходима аккредитация, физическим лицам — аттестация. Претендовать на получение аттестата могут специалисты с высшим образованием и стажем работы в сфере подготовки проектной документации не менее 5 лет, обладающие расширенными знаниями в области градостроительной деятельности и технического регулирования в части проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Полный перечень требований представлен в статье 49.1 ГрК РФ.

Статья 50 ГрК РФ содержит требования к юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации. В штате такой организации должно быть не менее пяти аттестованных работников. Необходим разработанный регламент проведения экспертизы, официальный сайт в интернете и т.д. Наличие аккредитации подтверждает свидетельство, выданное соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

С 1 апреля 2012 года ГрК РФ установил юридическое и правовое равенство между экспертными заключениями государственной и негосударственной экспертизы проектной документации — за исключением тех объектов, для которых обязательна только государственная экспертиза. Застройщик или заказчик вправе выбрать для прохождения экспертизы проектно-сметной документации независимый экспертный центр или доверить оценку государственному (муниципальному) экспертному органу.

Критерии, объекты и методы экспертизы

Проведение экспертизы проектно-сметной документации в строительстве включает в себя следующие процедуры:

  • оценка соответствия характера и объема работ, указанных в смете, проекту;
  • оценка обоснованности стоимости заявленных работ среднерыночным показателям в период проведения строительства;
  • проверка необходимости проведения заявленных в смете работ;
  • сверка фактически выполненных работ с актами о приемке формы КС-2;
  • расчет объемов, оставшихся до окончания строительства;
  • расчет количества машин и ресурсов, которые необходимы для завершения работ;
  • пересчет итоговой стоимости возведения (реконструкции) объекта с учетом результатов экспертизы;
  • разработка рекомендаций по улучшению проектных и расчетных операций.

Перечень документов, который потребуется для проведения экспертизы:

  • документация по всем разделам проекта;
  • задание на проектирование;
  • технико-экономическое обоснование проекта;
  • отчет о результатах инженерных изысканий на участке под строительство;
  • генеральный план проекта, технологическая, электротехническая часть, автоматизация процесса и др.

От заявителя также может потребоваться документ, позволяющий ему действовать от имени инвестора, застройщика, технического заказчика. Экспертиза проводится на основе изучения представленных отчетов и планов.

Порядок проведения экспертизы сметной документации

Экспертиза сметной стоимости предполагает прохождение нескольких этапов:

  1. Оценка капитальных вложений. Объем капитальных вложений в строительство или реконструкцию рассчитывают путем анализа сметной стоимости проекта. В рамках капитальных вложений можно выделить несколько групп: строительно-монтажные работы, покупка производственного оборудования и пр.
  2. Анализ прямых затрат. Эта величина напрямую связана с объемом строительно-монтажных работ, указанных в сметной документации. Прямые затраты — это основная статья расходов на строительство. Сюда входят покупка материалов, оплата труда рабочих и специалистов, расходы на использование техники и т.п.
  3. Анализ накладных расходов. К этой группе относятся затраты на административно-хозяйственную деятельность строительного предприятия, организацию строительных работ, обеспечение условий для работы, косвенные расходы (уплата процентов по банковским кредитам, расходы на рекламу и т.п.).

Важный этап экспертизы — это определение себестоимости строительной продукции. Себестоимость указывает на эффективность строительного производства в целом, позволяет контролировать объемы текущих затрат на выполнение работ и оценивать результаты финансовой деятельности предприятия. Себестоимость может быть сметной (рассчитанной исходя из нормативов трудовых и материальных ресурсов и их стоимости) и фактической (все затраты на строительство, включая штрафы, пени и т.п.). Разница между сметной стоимостью и фактической — это реальная прибыль строительной организации.

Заключение эксперта

По итогам проведения экспертизы выдается заключение, оформленное в установленном порядке. Оно может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение клиент получает, если проектная документация соответствует строительным нормативам, а выявленные недочеты оперативно и полностью устранены (в срок, не превышающий период проведения экспертизы). В случае, если замечаний много и внести изменения в проект до завершения экспертных работ не представляется возможным, заказчику выдают отрицательное заключение.

Однако такой категоричности придерживаются, преимущественно, государственные организации. При проведении негосударственной экспертизы клиенту, как правило, предлагают заключить дополнительный договор о продлении срока исследования на то время, которое требуется для устранения недочетов. Отсутствие законодательных ограничений по срокам и ценам позволяет коммерческим организациям быть лояльными, предлагать клиентам максимально комфортные для них условия.

Длительность процедуры

Законодательством установлен стандартный срок прохождения экспертизы проектно-сметной документации — не более 30 дней. Государственные органы придерживаются именно такой схемы.

При обращении в негосударственную организацию через 7–10 дней после получения документов эксперт выставит замечания. Если неточности и ошибки оперативно устранены, уже через 15 дней клиент может получить готовое заключение. Также срок может быть сокращен при наличии в штате большого количества экспертов и при острой необходимости быстрого проведения исследования. Изменения возможны и в обратную сторону: при исследовании сметы на объект повышенной сложности или большом объеме работ продолжительность экспертизы может быть увеличена. Все особые условия прописываются в договоре и обговариваются с заказчиком перед подписанием документа.

Стоимость услуг экспертизы сметной документации

Для государственной экспертизы стоимость определяется алгоритмом, установленным в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы». Негосударственные организации устанавливают цену индивидуально. На ее величину влияют следующие факторы:

  • предмет исследования;
  • площадь будущего объекта;
  • уникальность строения и сложность;
  • стоимость проектно-изыскательских работ;
  • срочность составления экспертного заключения.

Следует отметить, что работа экспертов оплачивается вне зависимости от характера итогового заключения. На практике проведение негосударственной экспертизы проектно-сметной документации оказывается на 15–20% дешевле, чем запрашивают государственные органы.

Подводя итог, можно отметить, что негосударственная экспертиза обладает целым перечнем преимуществ. Частные центры более мобильны, лишены бюрократических барьеров и жесткой административной регламентации, ориентированы, прежде всего, на удобство клиента. Короче и сроки выполнения работ. Замечания по проектной документации эксперт выставляет по ходу всей экспертизы, в то время как госорган представляет отчет после завершения проверки, лишая заказчика права оперативно внести изменения. При негосударственной экспертизе с клиентом общается персональный менеджер. В государственной структуре любое разъяснение требует официального запроса.

www.kp.ru

оформляем документально . В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.

Не всегда при составлении сметы на текущий ремонт подрядчик может сразу предусмотреть, какие работы придется выполнять в ходе ремонта. К тому же у заказчика уже после начала ремонта могут возникнуть дополнительные пожелания. Что ж, это не проблема: нужно только знать, как правильно оформить документально необходимые корректировки. 

Ситуация

Подрядная организация выполняет текущий ремонт за счет средств заказчика. В ходе работ в утвержденную сметную документацию по инициативе заказчика вносятся корректировки. Кроме того, возникают дополнительные работы, не учтенные проектно-сметной документацией (ПСД).

Какие документы нужно оформлять в таких ситуациях?

Как видно из приведенной выше информации, при выполнении текущего ремонта возникла необходимость внести корректировки в неизменную договорную (контрактную) цену.

В свою очередь, изменения и дополнения в договор вносятся путем заключения сторонами дополнительного соглашения (п. 71 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450).

Теперь о том, как определить стоимость дополнительных работ, не предусмотренных ПСД.

Если возникла необходимость в таких работах, составляется акт на дополнительные работы, который подписывают заказчик, подрядчик и разработчик ПСД. На основании этого акта и определяется стоимость дополнительных работ (п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553).

А в случаях, когда строительство ведется за счет бюджетных и приравненных к ним средств, на основании актов на дополнительные работы (трехсторонних актов) организации – разработчики проектной документации обязаны еще составлять локальные сметы (п. 38 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51).

Порядок формирования стоимости дополнительных работ прописывается в договоре строительного подряда. Причем этот порядок может отличаться от предусмотренного договором порядка формирования стоимости комплекса работ, поскольку дополнительные работы не являлись предметом закупки.

Расчеты за выполненные дополнительные работы осуществляются на основании актов формы С-2а. А чтобы корректно отразить в справке формы С-3а и стоимость работ, предусмотренных договором, и стоимость дополнительных работ, выполненных в расчетном периоде, нужно составлять отдельные акты формы С-2а по основному комплексу работ и по дополнительным работам. Стоимость дополнительных работ, не учтенных в неизменной цене без НДС, отражается в справке формы С-3а отдельной строкой.

Подведем итог. Пошаговый алгоритм действий в нашей ситуации будет выглядеть так.

I. Если ПСД изменена по инициативе заказчика:

– заказчик направляет разработчику проекта необходимую для внесения изменений документацию;

– разработчик вносит изменения;

– измененная документация предоставляется подрядчику в установленном договором порядке;

– в договор вносятся необходимые изменения путем заключения дополнительного соглашения.

II. Если нужно выполнить работы, не предусмотренные ПСД:

– на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проекта, определяется стоимость дополнительных работ;

– в договор вносятся необходимые изменения путем заключения дополнительного соглашения.

И последнее. Напомним, что в ходе процедуры закупки при строительстве изменять ее объем можно, но не более чем на 10%, в случае если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (подп. 91 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88).

smetnoedelo.by


Смотрите также