• Полезная информация:

Дополнительные работы не предусмотренные сметой


Что делать, если получились дополнительные работы по контракту?

    Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – Закон № 44). В соответствии с указанным законом производятся закупки, в том числе, на выполнение каких-либо работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

   Не всегда представляется возможным точно определить, проверить виды и объемы работ по контракту. В ходе исполнения контракта подрядчик обнаруживает, что какие-то виды работ следует исключить, заменить, возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, изменении объемов работ по контракту, возникают взаимные претензии по госконтракту между сторонами. Вот почему часто стороны решают вопрос с помощью нашего адвоката. Какие возможности нам предоставляет Закон № 44, что говорит судебная практика, разберемся в настоящей статье.

Изменение видов работ по государственным (муниципальным) контрактам

   В ходе исполнения контракта может выясниться, что какие-то работы не предусмотрены сметой, или выполнение каких-то видов работ не требуется.

   Изменение видов работ по контракту довольно спорный вопрос. Закон № 44 не закрепляет возможность изменения видов работ, отсюда вытекает вывод, что изменять виды работы по контракту нельзя. В разъясняющих письмах органов, также указывается, что изменять виды работ нельзя, а если требуется выполнить виды работ не предусмотренные контрактом, то необходимо проводить новую закупку. При этом в конце таких разъяснений, как правило, указано, что тот или иной орган не имеет полномочий по разъяснению законодательства.

   В то же время, надзорные органы в ходе проверок применяют разъяснения органов, фактически не имеющих юридическую силу, так как разъяснения это не закон.   

   При анализе статей Закона № 44 вытекает, что виды работ определяются проектно-сметной документацией, иной технической документацией, это является существенным условием контракта, и Законом № 44 прямо закреплено общее правило о недопустимости изменения существенных условий.

   При этом стоит отметить, что Градостроительный кодекс РФ говорит о возможности отклонения от проектной документации только после внесения в нее изменений в установленном порядке. Следовательно, если потребуется изменение видов работ, тогда необходимо внесение изменений в проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу. При этом цена контракта не подлежит изменению, а изменение видов работ должно быть обоснованным.

   Однако, заказчик в этом случаи несет риски признания контролирующими органами незаконным изменение видов работ и, как следствие, незаконным оплату данных работ. В каждой конкретной ситуации необходимо доказывать обоснованность изменения видов работ для получения того результата, который требовался по контракту, согласовывать все изменения госконтракта по закону с соответствующими органами или расторгать контракт. Что и делает наш адвокат в рамках оказания юридической помощи обратившемуся.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Письмо о необходимости выполнения дополнительных работ и изменение объема работ по заключенному контракту

   Что делать, если в ходе выполнения работ возникла необходимость в дополнительных работах?

   Для начала следует определить, что работы действительно являются дополнительными, которые не предусмотрены контрактом, но выполнение которых необходимо в рамках заключенного контракта, поскольку они влияют на прочность и годность объекта и их выполнение необходимо для достижения результата по контракту; данные дополнительные работы должны быть обнаружены в ходе выполнения работ.

   Действия подрядчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией, заключаются, прежде всего, в уведомлении об этом заказчика.

ВНИМАНИЕ: дополнительные работы должны быть именно дополнительными, а не самостоятельными видами работ.

   Далее, если в течении 10 дней от заказчика не поступает ответ на уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ, подрядчик обязан приостановить работы. НО! Если приостановление работ повлечет гибель или повреждение объекта строительства, в этом случае подрядчик не имеет права приостанавливать работы. В последующем он должен доказать, что была необходимость немедленно действовать в интересах заказчика.

   Действия заказчика при получении сообщения от подрядчика об обнаружении дополнительных работ, заключаются в решении вопроса, необходимо ли выполнение дополнительных работ. Если такая необходимость есть, встает вопрос, что делать? Если дополнительные работы связаны с дополнительным объемом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, то Закон № 44 предусматривает возможность изменения объема работ по общему правилу не более чем на 10% по предложению заказчика. А если это дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, в этом случае, с учетом неофициальных разъяснений Закона № 44, следует проводить отдельные закупочные процедуры. В то же время судебная практика говорит, что к дополнительным работам могут быть отнесены те работы, которые объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены и данные работы подлежат оплате.

   Кроме того, чтобы увеличить объем работ в размере 10% и цену контракта, такая возможность должна быть предусмотрено непосредственно в контракте.

   На указанные требования Закона № 44 особенно следует обратить внимание подрядных организаций, поскольку при не соблюдении положений законодательства об уведомлении, о получении от заказчика предложения об увеличении объема работ по контракту, и соответственно об увеличении цены контракта не более чем на 10%, в случае, если такая возможность предусмотрена контрактом, подрядчик лишается возможности получить соответствующую оплату за выполненные дополнительные работы.

   Суды при рассмотрении дел о взыскании стоимости за дополнительные работы проверяют выполнение требований законодательства по соблюдению порядка, и в случае, если порядок не был соблюден, во взыскании денежных средств за дополнительные работы подрядным организациям отказывают.

   Следует не забывать про размер увеличения, а именно, не более 10% от цены контракта. Факт заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта более чем на 10% не гарантирует оплату в полном объеме. В одном из обзоров судебной практики Верховный суд РФ указал на ограничения в размере изменения цены контракта, которые установлены не только для подрядчика, но и для заказчика. Условие об увеличении цены контракта более чем на 10% в данной части ничтожно. В то же время, увеличение цены контракт и объема более чем на 10% допустимо только в случае, если не выполнение дополнительных работ грозит годности и прочности результата работ.

   Объем работ может быть уменьшен в пределах 10% и соответственно уменьшена цена контракта.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Взыскание неосновательного обогащения, в связи с увеличением объема работ по государственному или муниципальному контракту

   Бывают случаи, когда подрядная организация, выполнив работы по строительству, в ходе выполнения работ или даже не приступив к работе, понимает, что объемы работ больше, чем требует заказчик, например, больше площадь квартир, подлежащих передачи заказчику во исполнение контракта.

   В этой ситуации подрядчик обращается к заказчику, чтобы он оплатил лишние квадратные метры, которые фактически им приняты по контракту, а не принять их заказчик не мог, потому что это квадратные метры в квартирах, которые передавались подрядчиком во исполнение контракта.

   НО! заказчик обозначает свои требования по площади квартир и иные требования изначально в контракте, а точнее в приложениях к нему, в том числе в техническом задании, и требовать от него оплаты за превышение квадратных метров подрядчик не имеет права, если цена контракта твердая. Конечно, многое зависит и от положений непосредственно государственного или муниципального контракту.

   Не стоит обходить Закон № 44, выполняя работы без заключения государственного или муниципального контракта в установленном порядке, в надежде в дальнейшем в судебном порядке, после выполнения работ, взыскать неосновательное обогащение (подробнее о процедуре по ссылке). Судебная практика на этот случай говорит о возможности недобросовестных подрядчиков и заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

   Есть случаи, когда невозможно заключить государственный или муниципальный контракт в конкретной ситуации в порядке определенным Законом № 44, но для исполнителя выполнение тех или иных работ, оказание услуг является обязательным, и он не может отказаться от выполнения соответствующих работ, поскольку они являются социально-значимыми и объективно необходимыми.

   Также может возникнуть какая-то экстренная ситуация, требующая немедленного выполнения работ, поставки товара или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуацией

    В этих случаях суды приходят к выводу о том, что работы, услуги подлежат оплате, несмотря на то, что оказаны вне рамок Закона № 44, а точнее при отсутствии заключенного контракта.

Иски в суд о внесении изменений в государственный или муниципальный контракт, об обязании заключить дополнительное соглашение к контракту

   В ходе исполнения контракта у подрядчика может возникнуть необходимость в увеличении сроков работ, во внесении иных изменений в контракт. Обратившись к заказчику с соответствующим предложением заключить дополнительное соглашение, скорее всего подрядчик получит отказ, поскольку для заказчика предусмотрена как минимум административная ответственность за изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена, прежде всего законодательством о контрактной системе.

   При предъявлении исковых заявлений подрядчиком к заказчику о внесении изменений в контракт или об обязании заключить дополнительное соглашение, суды, как правило, встают на сторону заказчика, указывая в решении на то, что Закон № 44 по общему правилу устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта, в том числе по срокам исполнения контракта. Также суды приходят к выводу, что подрядчик обратился в суд с иском, например, об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении сроков работ, в целях избежать финансовых санкций за нарушение сроков по контракту. Иногда суды встают на сторону подрядчика и выносят решения об удовлетворении исковых требований.

   Не стоит забывать, что последняя инстанция по рассмотрению споров является Верховный суд РФ, и принятие решения нижестоящими судами не гарантирует, что оно не будет отменено верховным судом.

   Есть шанс, что суд встанет на сторону подрядчика только при существенном изменении обстоятельств, в результате которых возникла необходимости по внесению изменений в контракт.

   Ситуации могут быть разные и в одних случаях требования той или иной стороны скорее всего не будут удовлетворены судом, а в других — будут признаны судом законными и обоснованными. Все зависит от конкретных обстоятельств дела.

Помощь адвоката в споре между заказчиком и исполнителем госконтракта

   Настоящая статья не является руководством к действию, в ней всего лишь проанализирована малая часть судебной практики по спорным правоотношениям, которая является неоднозначной. Разобраться в ситуации, проанализировав все обстоятельства, могут помочь наши адвокаты, в том числе:

  • выстроить тактику действий подрядчика или заказчика при возникновении спорных вопросов в ходе исполнения государственного или муниципального контракта;
  • оценить риски при принятии того или иного решения заказчиком или подрядчиком в рамках правового анализа государственного анализа и обстоятельств дела;
  • с учетом обстоятельств дела, смогут дать прогноз, насколько положительным возможен исход дела при рассмотрении судом;
  • составить документы по государственному или муниципальному контракту, процессуальные документы по судебному делу;
  • осуществить представительство интересов доверителя в ходе рассмотрения дела судом;
  • окажет иную юридическую помощь по проблеме Доверителя

  Стоит отметить, что нормы Закона № 44 в основном носят императивный характер, но контролирующие органы и судебные органы довольно часто по-разному их трактуют, вот почему лучше обратиться к профессионалу — нашему адвокату, а не пытаться решить проблему самостоятельно!!!

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

А.В. Кацайлиди

katsaylidi.ru

Дополнительные работы, не предусмотренные сметой

Допработы частично выполнены

Рассмотрим практическую ситуацию.

Организация заключила договор подряда на проведение строительно-ремонтных работ (капремонт общего имущества многоквартирных жилых домов). Была составлена смета. В договоре есть пункт, в котором определено, что если в процессе выполнения работ выявятся работы, не указанные в смете, то между подрядчиком и заказчиком заключается дополнительное соглашение. В настоящий момент часть этих работ (которых нет в смете) уже выполнена, а часть предстоит выполнить. Какими документами оформить уже осуществленные дополнительные работы и как отразить работы, к которым только планируется приступить?

Юридические нормы

Для полного понимания сложившейся ситуации нужно обратиться к Гражданскому кодексу РФ в части определения прав и обязанностей заказчика и подрядчика.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, тогда подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре цены работы, вправе отказаться от договора. При этом подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Следовательно, первый и фактически единственный шаг, который подрядчик должен предпринять, – это получение согласия от заказчика на дополнительные работы. Такое согласие следует оформить дополнительным соглашением к договору подряда, в котором требуется указать объем допработ и установить их стоимость (составить дополнительную смету либо определить твердую фиксированную цену).

Возможные варианты

Если допработы были выполнены до подписания с заказчиком дополнительного соглашения на их проведение, то возможны следующие варианты.

Отдельный этап

Выполненные дополнительные работы являются отдельным этапом по договору подряда, и их результат передается заказчику отдельно от остальных работ. В этом случае возникает некая правовая коллизия: сделаны работы, которые заказчик еще не заказал и по которым не оговорены существенные условия (цена, сроки и т. д.). Однако, если договоренность с заказчиком о проведении этих работ будет достигнута (подписано дополнительное соглашение) и работы будут ему сданы, то проблем у подрядчика быть не должно. Расходы на данные работы учитываются в себестоимости строительства, а согласованная с заказчиком цена сданных работ отражается как выручка от реализации. Если договоренность с заказчиком о выполнении дополнительных работ достигнута не будет, то понесенные расходы подрядчик списывает в прочие расходы (счет 91) без учета их для целей налогообложения. Поскольку они не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (экономически не обоснованы и не связаны с получением дохода).

Допработы не выделены

Поэтапная сдача договором подряда не предусмотрена, а дополнительные работы входят в общий объем работ по договору, результат которых подрядчик передает заказчику после окончания всех работ по договору. В такой ситуации затраты на выполненные допработы, не согласованные с заказчиком, можно отнести в расходы на строительство до момента, когда у подрядчика возникнет уверенность, что данные работы заказчик не согласует. Тогда затраты на несогласованные работы, как и в первом варианте, относятся в прочие расходы без учета для целей налогообложения. Если же заказчик согласует выполненные допработы, то затраты на них, учтенные в общих расходах на строительство, признаются в бухгалтерском и налоговом учете как обоснованные расходы, связанные с возведением объекта.

Отражение расходов

Документальное отражение дополнительных расходов, произведенных как до подписания соглашения с заказчиком, так и после, ничем не отличается от обычного оформления расходов, связанных с выполнением работ по договору. Для этого применяются регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные организацией в учетной политике, и соответствующие первичные документы по движению материалов, оплате труда и т. д.

Что касается оформления дополнительных работ между заказчиком и подрядчиком, то это определяется условиями договора строительного подряда.

Так, например, если стороны подписывают ежемесячно форму № КС-2 (справку № КС-3), то допработы могут быть оформлены этими документами. Причем, когда речь идет о дополнительных работах как об отдельном этапе, сдача которого оформляется актом № КС-2, эту форму следует составить отдельно на данные работы по согласованной с заказчиком цене.

Если же выполнение дополнительных работ – часть работ по договору подряда, то допускается включать их в общий акт выполненных работ по договору (например, № КС-2) со ссылкой на соответствующие позиции согласованной с заказчиком дополнительной сметы. Если указанная смета не согласовывалась, а была определена твердая цена, то дополнительные работы можно оформить отдельным актом № КС-2.

Важно понимать, что порядок такого оформления является предметом договоренности сторон. А то, о чем договорятся стороны договора, не может считаться неправильным, если это не противоречит нормам законодательства.

Обратите внирмание! При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора (п. 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Октябрь 2013 г.



Статьи по теме:

mosbuhuslugi.ru

увеличение стоимости работ, дополнительные работы.

1. В случае непредставления подрядчиком доказательств изменения цены контракта путем заключения соответствующего соглашения и уведомления заказчика о необходимости превышения цены работ, у заказчика отсутствует обязанность оплаты дополнительных работ.

Заказчик и подрядчик заключили государственный контракт на строительство здания в соответствии с заданием заказчика, сметной документацией, технико-экономическим обоснованием, условиями контракта, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для сдачи объекта и его последующей нормальной эксплуатации, а также сдать законченный объект заказчику.

В контракте стороны предусмотрели, что все изменения первоначальной его цены, связанные с удорожанием стоимости работ, производством дополнительных работ, изменением срока начала работ, промежуточных сроков, срока завершения работ или иных условий контракта, оформляются дополнительным соглашением. Превышение подрядчиком сметной стоимости работ, не подтвержденной дополнительным соглашением оплачивается подрядчиком за свой счет.

Стороны подписали акт приемки законченного строительством объекта. Заказчик оплатил выполненные работы.

Посчитав, что заказчик оплатил выполненные работы в неполном объеме, подрядчик обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.

Суды не нашли оснований для удовлетворения заявленного иска по следующим основаниям.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре цена работы считается твердой.

Дополнительным соглашением от 18.12.2008 определена окончательная стоимость работ. Данная стоимость полностью оплачена заказчиком. В свою очередь, подрядчик просит взыскать стоимость работ, основанную на актах выполненных работ и справке о стоимости работ и затрат за период с 13.11.2008 по 29.12.2009. Между тем акт приемки законченного строительства объекта был подписан сторонами 19.12.2008. Данным актом стороны подтвердили сроки и стоимость выполненных подрядчиком работ. Возражения со стороны подрядчика при подписании акта не заявлялись.

Истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что цена  государственного контракта была изменена дополнительным соглашением сторон после 18.12.2008 и что он уведомил ответчика о необходимости превышения цены работ по контракту. Напротив, согласно контракту превышение подрядчиком сметной стоимости работ, не подтвержденной дополнительным соглашением сторон, оплачивается подрядчиком за свой счет (пункт 9 Обзора судебной практики ФАС Западно-Сибирского округа по спорам, связанным с договором строительного подряда, утвержденного постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2011 г. №1).

Комментарий:

Изменение цены твердой цены работы возможно исключительно в соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 709 или пунктами 3, 4 статьи 743 ГК РФ.

Так, согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик вправе требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.        

Данная норма не применима к рассматриваемому спору, поскольку истец обратился в арбитражный суд не из-за увеличения стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, а по причине выполнения им дополнительных работ.

В  свою очередь, в силу пункта 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении ответа от заказчика в течение 10 дней, если законом или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков от простоя за счет заказчика. Согласно пункту 4 данной статьи подрядчик, не выполнивший вышеуказанную обязанность лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет, что необходимость немедленных действий в интересах заказчика, например, приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.   

Таким образом, чтобы получить право на оплату дополнительных работ подрядчик должен доказать, что: а) данные работы не были учтены технической документацией; б) их выполнение является обязательным; в) подрядчик предупредил заказчика в письменной форме о необходимости их выполнения; г) заказчик дал свое письменное согласие на их выполнение (до или после выполнения дополнительных работ) или подрядчик не получил согласие заказчика по причине необходимости немедленных действий в интересах последнего; д) дополнительные работы были действительно выполнены подрядчиком с надлежащим качеством.

В нашем случае, подрядчик не представил доказательства уведомления заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ и, как следствие, подрядчик не получил согласие заказчика на их выполнение. В связи с этим не имеет никакого правового значения подписание заказчиком актов выполненных работ и справок о стоимости работ и затрат после подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта. Данные документы лишь свидетельствуют о выполнении дополнительных работ подрядчиком и об их принятии заказчиком, но их никак нельзя рассматривать в качестве согласия заказчика на выполнение дополнительных работ и их оплату.   

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что подрядчик предъявляет к оплате работы, выполненные им после принятия заказчиком законченного строительством объекта в отсутствии соглашения о выполнении дополнительных работ и увеличении цены государственного контракта.

2. Объем дополнительно выполненных работ должен быть подтвержден бесспорными доказательствами, при отсутствии которых не подлежит взысканию свыше оплаченной по договору.

Госзаказчик и генподрядчик заключили государственный контракт на строительство административного здания. В свою очередь, подрядчик заключил договор с субподрядчиком на выполнение работ в административном здании, связанные с устройством нулевого цикла.

Полагая, что генподрядчик обязанности по оплате выполненных по договору субподряда не выполнены, субподрядчик обратился с иском о взыскании долга.

Суд кассационной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований и указал следующее.

В договоре субподряда не указаны конкретные виды и объемы работ, которые необходимо выполнить. Истец не доказал, что составленные им в одностороннем порядке акты о выполненных работах формы №КС-2 содержат сведения о выполнении объема и вида работ, предусмотренных спорным договором. Кроме того, по окончании работ истец не вызвал ответчика для окончательной сдачи работ, направив составленные им в одностороннем порядке акты о выполненных работах формы №КС-2 спустя 2 года после даты окончания работ.

Для определения объема и стоимости выполненных субподрядчиком работ суд первой инстанции предложил сторонам назначить строительную экспертизу, на что истец своего согласия не дал (пункт 10 Обзора судебной практики ФАС Западно-Сибирского округа по спорам, связанным с договором строительного подряда, утвержденного постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2011 г. №1).

Комментарий:

В данном споре истец допустил ряд существенных ошибок, которые привели к закономерному отказу арбитражным судом в удовлетворении иска.  

Во-первых, стороны не конкретизировали виды работ, подлежащие выполнению субподрядчиком (истцом). Следствие этого - при возникновении спора истцу будет крайне сложно доказать объем выполненной им работы и, как следствие, ее стоимость.

Во-вторых,  истец не вызвал ответчика для окончательной сдачи работ, направив односторонние акты КС-2 через 2 года после даты окончания работ. Подобные действия истца, свидетельствуют либо о его юридической безграмотности либо о его недобросовестности: попытке получить оплату за работу, которую в действительности он не выполнял. Односторонне составленные акты будут иметь доказательственное значение только в одном случае - когда ответчик был вызван истцом для принятия результата работ, но тот не явился. Напротив, истец данным правилом пренебрег. Наверняка, работы, связанные с устройством нулевого цикла, уже давно выполнены и скрыты другими работами. Поэтому на стадии рассмотрения арбитражным судом спора установить выполнение спорных работ и их объем может оказаться невозможно в принципе. А если так, то в иске следует отказать, поскольку бремя доказывания лежит на истце. Позиция истца окажется еще ущербнее, если ответчик представит доказательства выполнения предъявленных ему к оплате работ иным лицом, а не истцом.

В-третьих, назначение судебной строительной экспертизы могло оказаться для истца спасительным решением при условии, что эксперт смог бы установить объем выполненных работ, связанных с устройством нулевого цикла. Однако маловероятно, чтобы эксперт установил выполнение спорных работ именно истцом, а не иным лицом.

3. При отсутствии доказательств необходимости немедленных действий субподрядчика в интересах подрядчика и в случае, если большинство работ, произведенных субподрядчиком и указанных как дополнительных, возможно было предусмотреть и оговорить в рамках договора строительного подряда, он несет риск неоплаты произведенных дополнительных работ.

Между подрядчиком и субподрядчиком заключен договор на строительство участков автомобильной дороги. Стороны согласовали, что если в ходе выполнения работ возникнет необходимость, субподрядчик выполнит дополнительные работы по взаимной договоренности с подрядчиком.

В связи с частичной оплатой подрядчиком выполненных дополнительных работ, не учтенных проектно-сметной документацией, а также дополнительными соглашениями к договору, субподрядчик направил в адрес подрядчика претензию, в которой предложил возместить затраты на выполнение дополнительных работ. Получив отказ в удовлетворении претензии, субподрядчик обратился с иском в арбитражный суд.

Судебными решениями было отказано в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Представленные истцом доказательства не подтверждают того, что субподрядчик получил согласие подрядчика на проведение всех дополнительных работ, вследствие чего именно истец в силу статьи 743 ГК РФ несет риск неоплаты произведенных работ подрядчиком, поскольку доказательств необходимости действий в интересах ответчика истец не представил.

Кроме того, большинство дополнительных работ, можно было предусмотреть и оговорить в рамках договора, согласовав их стоимость с ответчиком, включив весь объем работ в акты выполненных работ формы № КС-2, что исключило бы их осуществление вне рамок договора (пункт 11 Обзора судебной практики ФАС Западно-Сибирского округа по спорам, связанным с договором строительного подряда, утвержденного постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2011 г. №1).

Комментарий:

В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении ответа от заказчика в течение 10 дней, если законом или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков от простоя за счет заказчика.

Согласно пункту 4 данной статьи подрядчик, не выполнивший вышеуказанную обязанность лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет, что необходимость немедленных действий в интересах заказчика, например, приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.   

Таким образом, истец не выполнил требования пункта 3 статьи 743 ГК РФ и, поэтому, он лишился права требовать оплаты дополнительно выполненных им работ. Кроме того, истец не представил суду доказательства необходимости  совершения немедленных действий в интересах заказчика.

4. Удорожание стоимости работ влечет изменение цены работы в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику о взыскании денежных средств, составляющих удорожание материалов в период выполнения работ по договору строительного подряда.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен по следующим основаниям.

Согласно пункта 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

В соответствии с условиями заключенного сторонами договора его цена корректируется на сумму удорожания материалов. Следовательно, стороны предусмотрели возможность изменения цены договора. Затраты подрядчика на материалы превысили затраты, предусмотренные составленной сторонами сметой. Поэтому взыскание с заказчика суммы, на которую увеличилась стоимость материалов, заявлено обоснованно (пункт 6 Обзора практики рассмотрения споров по договору подряда, одобренного президиумом ФАС Уральского округа от 30.03.2007).

Комментарий:             

В рассмотренном случае стороны установили твердую цену работы, с возможностью ее увеличения на стоимость удорожания используемых подрядчиком материалов. Данное условие договора не противоречит положениям пункта 1 статьи 709 ГК РФ: в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

 

 

Только квалифицированный адвокат по строительным спорам поможет Вам учесть все нюансы арбитражной практики, избежать ошибок и избежать поражения в арбитражном суде.           

 

www.advokat-demyanchuk.ru

Можно ли заставить подрядчика выполнить работы отсутствующих в смете, не нарушающих СНиП?

Доброго времени суток, уважаемый Максим.В первую очередь необходимо исходить из положений подписанного сторонами такого договора на строительство дома с благоустройством и утвержденной сторонами сметы. Если стороны согласовали договором необходимость проведения таких работ, то в принципе возможно обязать подрядчика к их выполнению в судебном порядке. Однако разрешение спора зависит от того-каким образом сформулирован предмет договора и объем обязательств подрядчика в тексте самого договора. Немаловажно также и следующее:

Статья 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. Техническая документация и смета

«1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
2. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
3. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
4. Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
5. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.»

То есть в Вашем случае имеет смысл проанализировать возможность заставить подрядчика выполнить работы, не предусмотренные в смете, исходя из вышеуказанных положений статьи 743 ГК РФ, и в особенности её пунктов 3 и 4.

 

Ответ дан в общих чертах, исходя из вопроса, готов оказать полную консультацию по данному вопросу, услуга будет уже платной, для этого нужно обратиться в чат данного сайта ко мне, или любому другому юристу, согласному оказать такую услугу.

Желаю всего наилучшего.

pravoved.ru

Порядок действий при необходимости дополнительных работ. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.

Вопрос:

У нашей организация при строительстве объекта возникла необходимость в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных сметной документацией.

Как с точки зрения законодательства правильно поступить в такой ситуации?

Ответ:

Прежде всего напомним, что дополнительными называются работы, обнаруженные в ходе строительства и не учтенные в проектно-сметной документации (ПСД). При необходимости выполнения дополнительных работ, которые приведут к увеличению сметной стоимости строительства, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику и получить согласие на выполнение таких работ (п. 3 ст. 698 ГК). Если заказчик не ответит в течение 10 дней и договором не установлен другой срок, подрядчик вправе приостановить работы и потребовать от заказчика возмещения убытков, связанных с простоем.

Правда, заказчик вправе отказаться от возмещения этих убытков, но если докажет, что проводить дополнительные работы не требуется (п. 46 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450).

Для учета дополнительных работ уполномоченная комиссия, состоящая из заказчика, проектной организации и подрядчика, составляет акт на дополнительные работы произвольной формы.

В этом акте указываются причины проведения дополнительных работ, также в него включаются перечень работ и их объемы, которые будут произведены в дополнение к работам, перечисленным в сметной документации.

В соответствии с актом проектная организация выпускает смету, на основании которой составляется акт выполненных работ (п. 38 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51).

Дополнительные работы оплачиваются за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, а также экономии других статей в пределах сметной стоимости объекта. Если при выполнении дополнительных работ общей сметной стоимости строительства объекта не хватает, осуществляется ее корректировка с повторным утверждением ПСД (п. 38 Инструкции № 51).

 

smetnoedelo.by

Кому платить за дополнительные работы?

Споры о взыскании стоимости выполненных в соответствии с договором строительного подряда работ многочисленны и разнообразны. Чаще всего стороны не могут договориться о том – кому платить за работы, не предусмотренные договором при его заключении, но необходимость которых возникла на этапе строительства. Итак, на ком лежит бремя расходов на дополнительные работы – заказчике или подрядчике?

А была ли переработка?

По смыслу п. 3 ст. 743 ГК РФ дополнительными работами по договору строительного подряда являются работы, не учтенные в технической документации. Поскольку техническая документация представляет собой результат проектных работ (ст. 758 ГК РФ) к технической документации может быть отнесена проектная документация, разработка которой осуществляется по правилам ст. 48 ГрК РФ. Также к технической документации можно отнести рабочую документацию, разрабатываемую в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации (п. 4 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).

Реализация крупных строительных проектов не редко осуществляется на основе созданных с помощью специальных программных комплексов информационных моделей зданий и сооружений (Building Information Model). Правовой статус таких информационных моделей в составе технической документации для строительства на сегодняшний день законодательством не определен. Поэтому порядок их использования подрядчиком при строительстве следует детально регулировать договором.

Согласно п. 2 ст. 743 ГК РФ договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию. Таким образом, техническая документация для строительства может предоставляться не только заказчиком, но и разрабатываться подрядчиком. В п. 1 ст. 760 ГК РФ предусмотрена обязанность подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости также с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. В этой связи дополнительными работами в смысле п. 3 ст. 743 ГК РФ при строительстве объекта должны считаться работы, не учтенные в технической документации, согласованной в порядке п. 1 ст. 760 ГК РФ.

Подрядчик при осуществлении строительства обязан руководствоваться не только технической документацией, но и сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Законодательство не дает прямого ответа на вопрос о том, как квалифицировать работы, учтенные в технической документации, но не предусмотренные сметой, или, наоборот, работы, поименованные в смете, но не учтенные в технической документации.

Вместе с тем, отнести к дополнительным работы, не указанные в смете, но предусмотренные технической документацией, вряд ли возможно. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ объем и содержание работ, выполняемых по договору подряда, определяются именно технической документацией. Смета, хоть и содержит сведения об объеме и содержании работ, тем не менее, является инструментом определения цены договора, то есть стоимости выполняемых работ (п. 3 ст. 709, п. 1 ст. 743 ГК РФ). Впрочем, предусмотренные технической документацией работы, стоимость которых не отражена в смете, не являются дополнительными в строгом понимании ГК РФ и не влекут безусловного возложения на заказчика обязанности по их оплате.

На практике возможна ситуация, когда стоимость некоторых работ указана в смете, но технической документацией выполнение этих работ не предусмотрено. Она может являться следствием ошибки, допущенной при составлении сметы, поскольку смета составляется на основе технической документации, а не наоборот. С учетом буквального смысла п. 3 ст. 743 ГК РФ такие работы являются дополнительными, так как они не учтены в технической документации. Однако согласно п. 1 той же статьи подрядчик обязан их выполнить, если иное не предусмотрено договором.

Нередко в ходе исполнения договора строительного подряда возникает ситуация, когда работы определенного вида или необходимые для их выполнения материалы учтены в технической документации и (или) смете в меньшем объеме, чем это требуется для достижения результата, предусмотренного договором подряда. Судебная практика относит дополнительные объемы предусмотренных договором подряда работ к дополнительным работам (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2014 по делу № А43-10195/2013, ФАС Московского округа от 02.12.2010 по делу № А40-39505/10-63-337, ФАС Центрального округа от 28.05.2010 по делу № А08-787/2007-5-12). Тем же подходом суды руководствуются при оценке увеличения количества предусмотренного договором материала, использованного при строительстве (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 31.08.2010 по делу № А51-22603/2009, ФАС Поволжского округа от 17.12.2010 по делу № А12-5038/2010).

Таким образом при заключении договора генерального подряда сторонам целесообразно прямо оговорить, что они будут понимать под дополнительными работами (с соответствующим таким работам порядком их согласования и оплаты), а что нет. Также рекомендуем заранее установить приоритет того или иного вида технической документации (проектная, рабочая, информационная модель) над другими и определить порядок разрешения коллизий между технической документацией и сметой. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», позволяет урегулировать эти вопросы договором.

Счет за инициативы

Заказчик вправе без согласования с подрядчиком внести в техническую документацию изменения, предусматривающие выполнение дополнительных работ, стоимость которых не превышает 10% договорной цены (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Подрядчик, в свою очередь, обязан выполнять работы в соответствии с измененной таким образом технической документацией и несет перед заказчиком ответственность за отступление от содержащихся в ней требований.

Вопрос об оплате таких дополнительных работ однозначно ни в законодательстве, ни в судебной практике не решен.

Если внесение заказчиком в техническую документацию изменений, предусматривающих выполнение дополнительных работ, стоимость которых не превышает 10% договорной цены, не требует согласования дополнительной сметы и изменения цены договора, результат выполненных подрядчиком работ в соответствии с п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 746 ГК РФ  должен быть оплачен заказчиком по первоначально согласованной цене (смете). Фактически это означает, что такие работы выполняются подрядчиком за свой счет (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.12.2010 по делу № А65-31377/2009; ФАС Уральского округа от 09.04.2014 по делу № А60-22845/2012; Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 по делу № А59-3121/2010; Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по делу № А70-9746/2013).

Если руководствоваться таким подходом, расходы на выполнение дополнительных работ, вызванных уточнением проектных решений, рабочей документации и тому подобным, должны покрываться за счет предусмотренного в смете резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предельный размер которых в соответствии с методическими документами сметного нормирования и ценообразования в строительстве действительно составляет 10% договорной цены (п. 4.6 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1).

Между тем необходимо учитывать, что в условиях, когда большинство контрактов на строительство заключается по результатам тендеров, подрядчики просто не могут себе позволить заложить в цену работ 10-процентный резерв средств на непредвиденные затраты, да и в сметных нормативах такой резерв предусмотрен лишь для уникальных объектов капитального строительства. Видимо, поэтому в судебной практике существует второй подход, согласно которому отсутствие необходимости согласования дополнительной сметы на дополнительные работы, стоимость которых не превышает 10% первоначальной договорной цены, не освобождает заказчика от обязанности оплатить такие работы (Постановления ФАС Центрального округа от 20.03.2012 по делу № А23-1997/2011; Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу № А57-13048/2010; Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу № А23-1998/2011).

Стоит отметить, последний подход не согласуется с положениями п. 1 ст. 424 и п. 1 ст. 746 ГК РФ, в соответствии с которыми оплата работ производится по согласованной в договоре цене в размере, предусмотренном сметой.

Учитывая недостаточную определенность нормативного регулирования и имеющиеся в судебной практике противоречия, сторонам договора подряда при его заключении целесообразно детально определять условия и порядок внесения заказчиком изменений в техническую документацию, а также порядок оплаты вызванных такими изменениями дополнительных работ.

Санкция - стимулятор

Если необходимость выполнения дополнительных работ обнаружена подрядчиком, он в соответствии с п. 3 ст. 743 ГК РФ обязан немедленно известить об этом заказчика. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика (заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ).

Невыполнение подрядчиком указанной обязанности согласно п. 4 ст. 743 ГК РФ лишает его права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения, вызванных этим убытков (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2011 по делу № А79-7128/2009; ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2013 по делу № А78-8949/2012; ФАС Дальневосточного округа от 09.01.2013 по делу № А73-945/2012; ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2011 по делу № А46-7246/2010; ФАС Московского округа от 17.04.2014 по делу № А40-55292/13; ФАС Поволжского округа от 26.07.2011 по делу № А57-3611/2010; ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2011 по делу № А56-8833/2010; ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2014 по делу № А63-13671/2012; АС Уральского округа от 03.10.2014 по делу № А50-2356/2014; ФАС Центрального округа от 08.11.2013 по делу № А09-8678/2011).

Данное правило действует и в тех случаях, когда такие дополнительные работы были впоследствии приняты заказчиком по двустороннему акту (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").

Предусмотренные ГК РФ правовые последствия являются для подрядчика своего рода санкцией, призванной стимулировать его к соблюдению договорной дисциплины. Поэтому даже в тех ситуациях, когда результат выполненных подрядчиком без согласования с заказчиком дополнительных работ представляет для заказчика очевидную потребительскую ценность, суды, руководствуясь специальными правилами п. 4 ст. 743 ГК РФ, отказывают подрядчикам в удовлетворении исков о взыскании стоимости таких работ в качестве неосновательного обогащения (Постановления АС Уральского округа от 22.08.2014 по делу № А60-43604/2013; ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.2010 по делу № А43-33608/2008; ФАС Центрального округа от 25.09.2013 по делу № А68-10525/2012; ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2010 по делу № А10-430/2009; ФАС Поволжского округа от 21.06.2011 по делу № А65-14247/2008).

Указывая на необходимость согласования выполнения обнаруженных подрядчиком в ходе строительства дополнительных работ с заказчиком, ГК РФ не определяет порядок дальнейших действий участников договора, ограничиваясь указанием на то, что при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика, либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ).

По идее, в такой ситуации стороны должны действовать в порядке, определенном ст. 744 ГК РФ: заказчик должен внести изменения в техническую документацию, предусматривающие выполнение дополнительных работ (если разработка технической документации согласно п. 2 ст. 743 ГК РФ возложена на подрядчика – дать подрядчику соответствующее поручение), а подрядчик – выполнить работы в соответствии с измененной технической документацией. Вопрос об оплате таких работ и необходимости согласования сторонами дополнительной сметы также должен решаться в соответствии со ст. 744 ГК РФ. Однако поскольку законом это прямо не предусмотрено, порядок согласования и оплаты такого рода дополнительных работ также целесообразно детально определить договором.

Распределение рисков

От дополнительных работ необходимо отличать работы по созданию самостоятельных объектов строительства. В случае выполнения таких работ между сторонами складываются фактические подрядные отношения, принятый результат работ подлежит оплате, и положения ст. 743 ГК РФ к таким отношениям не применяются (Постановление Президиума ВАС от 20.09.2011 № 1302/11, п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными"). Исключение составляют случаи, когда работы должны выполняться на основании государственного или муниципального контракта: поскольку такой контракт заключается по результатам торгов, работы, выполненные в отсутствие контракта, оплате не подлежат (Постановления Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.06.2013 № 37/13).

Дополнительные работы, необходимость выполнения которых вызвана случайной гибелью или повреждением объекта строительства, выполняются подрядчиком за свой счет, поскольку в силу п. 1 ст. 741 ГК РФ именно на него относятся соответствующие риски (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2014 по делу № А58-6344/2012). Вместе с тем, данная норма не содержит явного запрета на иное распределение рисков в договоре строительного подряда (п. 1 ст. 705 ГК РФ, регулирующий общие положения о подряде, прямо это допускает).

Таким образом, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16"О свободе договора и ее пределах", стороны договора подряда вправе своим соглашением отнести риск случайной гибели или повреждения незавершенного строительного объекта на заказчика.

Правила о распределении рисков случайной гибели или повреждения имущества не применяются, когда эти последствия наступили в связи с ненадлежащим исполнением обязательств одной из сторон (п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51). В таких случаях расходы по оплате дополнительных работ возлагаются на сторону, виновную в случайной гибели или повреждении объекта строительства.

Расходы по оплате дополнительных работ, связанных с консервацией объекта строительства, относятся на заказчика, поскольку в силу ст. 752 ГК РФ именно заказчик принимает решение о консервации и несет ее последствия (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2010 по делу N А19-18153/09). Вместе с тем, суды отмечают неполноту гражданско-правового регулирования последствий консервации объекта строительства, в связи с чем указывают на необходимость предусматривать такие последствия в договоре подряда (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2006 по делу № А29-11601/2005).

www.vegaslex.ru

Стройподряд и ошибки в сметах - как их нивелировать до подписания договора

В сметах могут быть зафиксированы такие "ошибки":

  • Неверно проставлены объемы работ.
  • Некорректно применены расценки.
  • Объемы и содержание работ в сметах неконгруэнтны техническому заданию, рабочему проекту или фактическому состоянию объекта.
  • Использованы расценки, неактуальные, на дату подписания договора.
  • Часть расценок исключена в принципе.

При этом ошибки могут быть как "намеренные", так и "случайные". "Намеренные" ошибки фиксируются тогда, когда у Заказчика имеется определенный лимит на финансирование договора, однако общая стоимость работ (предмет договора) превышает установленные лимиты. Чтобы уложиться в эти лимиты финансирования, сметы корректируются, уменьшаются объемы работ по расценкам, один расценки меняются на другие (работы тождественные, но их стоимость ниже), из смет исключаются расценки или даже целые блоки расценок. Особенно это применяется на расценки, связанные с подготовительными работами, когда, к примеру, для работ по покраске стен исключают расценки по подготовке поверхности под покраску. 

"Случайные" ошибки, как правило, результат отработки (подготовки и контроля) смет сотрудниками с низким профессиональным уровнем в данной сфере.

Негативные последствия того, что договор строительного подряда будет подписан с некорректными сметами, наиболее значимые, приведены ниже, в порядке их приоритетности.

Невозможность выполнить работы в принципе

Эта ситуация возникает, когда фактическое состояние объекта, или перечень фактически необходимых работ, разнятся с перечнем (содержанием и объемами) работ, зафиксированных в сметах. Либо, когда работы в сметах отличаются от того, что необходимо сделать на основании рабочего проекта.

Подрядчик, выполняя работы только по сметам, не сможет достичь требуемого состояния объекта (надлежащих результатов работ), то есть по сути Подрядчик не может выполнить работы, не сможет сдать результаты (так как они ненадлежащие), разумеется, не сможет получить и оплату за выполненные работы.

Выполнение работ со значительным отступлением от утвержденных обеими сторонами (при подписании договора строительного подряда) смет

Зеркальная ситуация, по отношению к той, которая описана выше. 

На основании того, что результаты работ должны быть надлежащими, Подрядчик, стремясь достичь надлежащих результатов выполненных работ, выполняет работы с отступлением от сметы.

Отступление от утвержденной сметы является поводом для заказчика отказаться от приемки выполненных Подрядчиком работ вообще, основываясь на том, что Подрядчик де-факто нарушил параметры договора (выполнил работы "не по сметам").

В этом случае также возможен отказ Заказчика принимать работы и их оплачивать, причем этот отказ обоснованный, так как работы выполнены с отступлением от согласованных ранее локальных сметных расчетов.

Необходимость в согласовании и выполнении дополнительных работ

В ходе работ, если начальные сметы были неполными или "обрезанными", возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, то есть тех, которые не предусмотрены согласованными сметами. Как правило, Подрядчики выполняют дополнительные работы, так как без них достижение результата (надлежащего качества всего комплекса работ) невозможно. Однако Заказчики отказываются принимать эти допработы, отказывается их оплачивать, в ряде случаев Заказчики даже требуют "переделать" допработы, сделать все так, хотя они также осознают, что это невозможно в принципе. Согласование же допработ до начала их выполнения является для Подрядчика невозможным по массе причин.

В результате, фиксируется факт, что работы выполнены с отступлением от первоначальных сметы, дополнительные работы не согласованы. Заказчик может отказаться оплачивать весь комплекс выполненных работ, причем обоснованно.

Необходимость в исключении работ, которые сметами предусмотрены, но фактически не выполнялись

Часть работ (предусмотренных первоначальной сметой) выполнять не нужно, ни сами работы, ни само фактическое состояние объекта, ни будущие результаты этого не требуют. 

Как правило, данный спор совмещается со спором, обстоятельства которого приведены выше, требуется не только исключить часть работ, но и добавить работы, ранее не предусмотренные. И тогда, в процессе приемки результатов, от Заказчика может поступить претензия относительно того, что работы, предусмотренные сметой не выполнены, а это является основанием для отказа от приемки выполненного комплекса работ.

Необходимость в изменении сметной стоимости работ, до 10%, от первоначальной сметной стоимости работ и/или более 10% от первоначальной сметной стоимости работ

Данное направление актуально для работы по договорам строительного подряда, подписываемых по результатам закупочных процедур. По правилам, если первоначальная сметная стоимость работ превышена, но не более чем на 10% (от начальной сметы), то 

Заказчик обязан принять и оплатить работы, даже с превышением. Таким работы принято классифицировать как "...работы с превышением сметной стоимости договора подряда на сумму не более, чем 10 процентов...". Однако даже в этом случае многие Заказчики отказываются оплачивать такое "превышение", мотивируя это тем, что цена договора "является твердой". Такой отказ неправомерен. Именно на законодательном уровне предусмотрено изменения цены договора (даже "твердой"), на сумму не более 10 процентов.

Если же сумма "превышения" более 10 процентов, то такие работы классифицируются как дополнительные, их согласованию имеется ряд правил, и только по исполнению этих правил Подрядчик вправе требовать оплаты за эти работы.

Необходимость в согласовании материалов, которые не были предусмотрены первоначальными сметами

Аналогично допработам, только в данном случае предметом спора являются не работы как таковые, а используемые материалы. Так как они не были предусмотрены первоначальными сметами, то Заказчик вполне обоснованно может отказаться от оплаты использованных материалов. Согласование же использования "новых" материалов достаточно редкое явление, тем более, что сами Заказчики не заинтересованы в увеличении цены договора.

Необходимость в исключении материалов, которые были предусмотрены первоначальными сметами

Часть материалов применять не требуется, так как фактические работы (в отличие от первоначального технического задания) применения таких материалов не требуют либо эти материалы, уже не выпускаются, сняты с производства, в расценках они зафиксированы справочно. Как правило, данный спор совмещается со спором, обстоятельства которого приведены выше, требуется не только исключить часть материалов, но и добавить материалы, ранее не предусмотренные.

Необходимость в переносе сроков окончания работ

Разумеется, если есть необходимость в выполнении работ, которые не предусмотрены начальными локальными сметными расчетами, то это может привести к тому, что в сроки, предусмотренные договором, Подрядчик не уложится, в этом случае необходимо подписание дополнительного соглашения, в котором фиксируются новые сроки окончания работ.

Меры по недопущению ситуаций, описанных выше

Основная мера - это корректировка локальных сметных расчетов (технического задания) до подписания договора строительного подряда.

Реализовать это можно или согласованием новых смет (и новых сроков окончания работ) в рабочем порядке, либо подготовить и направить Заказчику протокол разногласий ("официальный" порядок), где обоснована необходимость в корректировке смет, так как они неконгруэнтны или состоянию объекта, или ожидаемым результатам.

Автор: Вера Никулина, юрист компании "U-Nika" г. Пермь

in-regional.ru

Как взыскать стоимость дополнительных работ по договору подряда, если не были внесены изменения в договор?

Здравствуйте!

В соответствии с п.3 ст.743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и необходимость проведения в связи с этим дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Пунктом 4 названной статьи установлено, что подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной п.3 (то есть не согласовавший с заказчиком перечень и стоимость дополнительных работ), лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Согласно ст.744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.

Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 настоящей статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации.

Согласно же ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.

Учитывая изложенное нормы, Вам необходимо иметь достаточные доказательства того, что Вы извещали заказчика о необходимости проведения дополнительных работ и согласовали с ним их стомость и объем, или же выполнили данные работы в интересах заказчика во избежание гибели или повреждения объекта строительства (в том числе запись телефонных переговоров, свидетели, проч.). Если это извещение и согласование Вы доказать сможете, то напишите письмо Заказчику с требованием пересмотра сметы в виду проведения дополнительных работ, после чего можете обращаться в суд с требованием взыскания с Заказчика стоимости дополнительных работ, которые должны быть включены в данную смету.

Желаю Вам удачи в разрешении данного вопроса!

pravoved.ru

Правильно формируем стоимость дополнительных работ. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.

В случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Данная норма определена п.12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553. Порядок формирования стоимости дополнительных работ предусматривается договором строительного подряда, а именно:

  • устанавливается уровень цен, в которых рассчитывается стоимость дополнительных работ:
    • или на дату формирования стоимости учтенных договором работ;
    • или в уровне цен месяца выполнения дополнительных работ;
  • определяется применение коэффициентов.

Стоимость такого увеличения затрат на строительство объекта в связи с возникшими дополнительными работами компенсируется за счет средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства объекта (далее – ССР) за итогом глав 1–11, и других статей в пределах сметной стоимости строительства в целом.

В случае исчерпания общей сметной стоимости строительства объекта или внесения изменений в предусмотренных законодательством обстоятельствах осуществляется корректировка сметной стоимости строительства с повторным утверждением проектной, в т.ч. сметной, документации в установленном порядке (п. 38 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, далее – Инструкция № 51). При этом внесение изменений в сметную документацию по предложению заказчика осуществляется разработчиком проектной документации путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком "-", и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком "+".

Следует обратить внимание, что составление смет на дополнительные работы должно осуществляться в тех ценах и нормах, в каких была первоначально разработана и утверждена сметная документация. Так как в соответствии с п.8.3 ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации РБ. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» новые нормативные документы по порядку определения сметной стоимости строительства применяются при разработке сметной документации для вновь проектируемых объектов.

Учет в стоимости дополнительных работ стоимости прочих работ (затрат) и расходов

Затраты на строительство временных зданий и сооружений предусматриваются разработчиком проекта в главе 8 «Временные здания и сооружения» ССР и, как правило, учитываются подрядчиком при формировании цены предложения и неизменной цены.

Прямой запрет на начисление затрат на строительство временных зданий и сооружений на объем дополнительных работ при определении стоимости на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении в законодательных актах, регламентирующих формирование сметной стоимости и цены договора, отсутствует.

В случае дальнейшего включения на основании утвержденного трехстороннего акта выявленных в ходе строительства дополнительных работ в сметную документацию и ССР затраты на строительство временных зданий и сооружений будут начислены на новую сформированную проектировщиком смету в соответствии с п. 29 Инструкции № 51.

Средства на строительство временных зданий и сооружений определяются по процентной норме, устанавливаемой согласно приложению А к Сборнику норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017), утвержденный приказом Минстройархитектуры от 30.12.2016 № 319, от заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной исходя из стоимости человеко-часа согласно подп. 8.1 Инструкции № 51 по итогу глав 1–7 ССР.

Если проектной документацией при соответствующем обосновании проектом организации строительства (ПОС) устанавливается набор необходимых временных зданий и сооружений, а также их перечень, не учтенный в процентной норме, их стоимость определяется по локальным сметам.

В отличие от Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 25, регламентирующей формирование сметной стоимости строительства на основании ресурсно-сметных норм и предусматривающей, что на дополнительные работы, оплаченные за счет резерва средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, не начисляются затраты на временные здания и сооружения, Инструкцией № 51 такие условия не обозначены.

Таким образом, если условиями конкурсной документации, на основании которых подрядчик был определен победителем подрядных торгов, а также условиями договора строительного подряда не установлен прямой запрет на начисление затрат на строительство временных зданий и сооружений на объем дополнительных работ, подрядчик вправе формировать стоимость дополнительных работ и акты формы С-2а с их учетом.

Средства, связанные с подвижным и разъездным характером работ, так же как и средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, включаются разработчиком проекта в ССР в составе главы 9 «Прочие работы и расходы».

При определении сметной стоимости строительства величина средств, связанных с подвижным и разъездным характером работ, определяется в зависимости от зоны строительства и условий привлечения к строительству подрядчиков в процентах от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе средств на эксплуатацию машин и механизмов по итогу глав 1–7 ССР в размерах, указанных в подп. 30.3 Инструкции № 51. При формировании цены предложения подрядчика величина средств, связанных с подвижным и разъездным характером работ, определяется в соответствии с подп. 30.4 Инструкции № 51.

В свою очередь средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, определяются в размере 34 % от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе средств на эксплуатацию машин и механизмов по итогу глав 1–7 ССР (подп. 30.2 Инструкции № 51).

В случае определения стоимости строительства временных зданий и сооружений, предусмотренных в главе 8 «Временные здания и сооружения» ССР, по локальным сметам средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, определяются в размере 34 % от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе средств на эксплуатацию машин и механизмов. В аналогичном порядке рассчитываются средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, от сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе определяемых по локальной смете в соответствии с проектными данными средств на содержание во время строительства и восстановление после окончания строительства действующих постоянных автомобильных дорог, не находящихся в ведении эксплуатирующих организаций (кроме дорог, предусмотренных в главе 8 «Временные здания и сооружения» ССР).

Стоимость дополнительных работ, возникающих в процессе строительства объекта, формируется в соответствии с Инструкцией № 51 и Положением № 1553 согласно порядку формирования сметной стоимости для данного объекта строительства и с учетом требований конкурсной документации и содержания конкурсного предложения, на основании которых был определен победитель в процедуре подрядных торгов.

Таким образом, в случае, когда ССР предусмотрены средства, связанные с отчислениями на социальное страхование и с подвижным и разъездным характером работ, а также если они учтены подрядчиком в неизменной договорной (контрактной) цене (далее – неизменная цена), то данные затраты должны найти свое отражение при формировании стоимости дополнительных работ. Данный порядок обязательно предусматривается сторонами в договоре строительного подряда и не должен противоречить условиям конкурсной документации, на которых подрядчик был определен победителем подрядных торгов.

В заключение следует отметить, что заказчику и подрядчику необходимо тщательно подходить к оформлению условий договора строительного подряда. Грамотно описанный порядок формирования стоимости дополнительных работ поможет в дальнейшем избежать противоречий и разногласий в вопросах включения тех либо иных прочих затрат в состав стоимости дополнительных работ.

smetnoedelo.by


Смотрите также