• Полезная информация:

Смета социологического исследования пример


Пример социологического исследования

Проблемная ситуация

Замечание 1

В условиях современности все чаще и чаще сферы жизни человека подвергаются изменениям. При этом "остатки" Советского Союза все еще существуют в современном российском обществе. Сегодня социальные связи, которые были укоренены в советской системе, трансформируются под влиянием различных факторов и приобретают другие формы и значений.

Было бы целесообразным исследовать тенденции использования социальных связей населением страны и определить, что именно доминирует сегодня - как и в прошлом явление «блата» (которое сегодня представлено рентой и рентоориентованою поведением), или все же, учитывая то, что страна стоит на пути развития демократии и гражданского общества, преимущество «формальных» путей решения проблем. Именно это мы и попытаемся исследовать.

Цель и задачи исследования

Цель: сравнить формальный и неформальный социальный капитал, которым владеют жители.

Задание:

  • Определить распространенность использования формального социального капитала жителями города;
  • Узнать, привлекают ли и как часто жители города неформальные социальные связи для реализации собственных целей;
  • Определить действенность неформального социального капитала в процессе решения проблем, возникающих среди жителей города;
  • Выяснить доминирование одной из форм социального капитала;
  • Определить, какую роль играют формы социального капитала в жизнедеятельности людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Объект и предмет исследования

Объект (по критерию носителя проблемы): население города в возрасте от 18 до 60 лет.

Объект (по критерию общей проблемы): социальный капитал (формальный и неформальный) как социокультурный феномен.

Предмет исследования: сравнительный анализ форм социального капитала среди жителей города.

Теоретическая интерпретация

  1. Капитал - (capital) это основной элемент общественного богатства, который ограничивается конкретными материальными формами: деньгами и средствами производства.
  2. Социальный капитал - (social capital) согласованное взаимодействие индивидов с целью реализации собственных целей, которое базируется на основе доверия, норм и ценностей, характерных определенному обществу. Характеризуется качеством социальных связей и обладает способностью к саморазвитию, при этом требует инвестирования со стороны индивидов для его постоянного накопления.
  3. Доверие - (trust) вера в надежность человека или системы. Оценивается степень доверия, сложившаяся в детстве к людям и учреждениям, которая часто рассматривается как необходимое условие существования хороших долгосрочных социальных отношений.
  4. Нормы - (norms) правила, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.
  5. Ценности - (values):

    • Этические идеалы и убеждения.
    • Основные убеждения и цели индивида или общества. В структурном функционализме Т. Парсонса интеориоризовани «общие ценности» играют большую роль в социальной интеграции любого общества.
  6. Социальные сети - (social network) это совокупность актеров, связей между ними, предметов их взаимодействия (материальных и нематериальных) и устойчивые модели этих взаимодействий.

  7. Неформальные социальные связи - (informal кelations) отношения, которые существуют в группах и организациях на основе личностных привязанностей; способы действия, отличные от формально определенных путей или процедур.
  8. Формальные социальные связи - (formal relations) отношения в группах и организациях, установленные в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.

Рабочие гипотезы исследования

Гипотеза - основание: можем предположить, что уровень распространения формального социального капитала значительно больше, чем неформального социального капитала.

Гипотезы - следствие:

  • большая часть респондентов является активным участниками общественных организаций;
  • уровень общественного доверия у респондентов достаточно высок;
  • использование неформальных связей не является распространенным явлением среди жителей города, и все проблемы собственного характера они решают, используя «формальные каналы»;

Методическая часть

Замечание 2

Методическая часть подразумевает описание методов и техник получения информации.

Планируется провести качественный метод сбора информации, а именно - глубинное интерью. Респондентами будут выступать люди в возрасте от 18 до 60 лет. С помощью такого метода будут проанализированы мнения респондентов относительно доминирования одной из форм социального капитала среди жителей города. Анализ информации будет осуществляться в соответствии с такого плана:

  • интервью с респондентами,
  • транскрипт интервью,
  • описание,
  • сравнительный анализ текстов, полученных из расшифровки интервью,
  • выделение доминирующих форм социального капитала.

Глубинное интервью

  • Неформальный социальный капитал:

    1. Вспомните, пожалуйста, Возникали ли у Вас ситуации, когда Вы не могли собственными усилиями решить какие-либо проблемы? Проблемы какого типа у Вас возникали чаще всего?
    2. Кто (люди, организации, учреждения) чаще всего помогал Вам в Вашей жизни решать Ваши проблемы?
    3. Ваше отношение к существованию «своих людей» в нужных местах?
    4. Как часто и в каких ситуациях Вы обращаетесь к ним за помощью?
    5. Попробуйте вспомнить ситуацию, когда к Вам «свои люди» обращались за помощью?
  • Формальный социальный капитал:

    1. Что вы знаете о существовании общественных организаций в городе?
    2. Деятельности которой из организаций Вы участвуете? Почему? Как долго Вы являетесь членом этой организации?
    3. Как Вы думаете, стоит доверять людям вообще или следует относиться к ним с осторожностью? Объясните почему?
    4. Представьте ситуацию, к Вам обратилась незнакомая для Вас человек и попросил помощи. Ваши действия.
  • Принципы отбора участников исследования

    Население города в возрасте от 18 до 60 лет. Для анализа будет отобрано 4 возрастные категории:

    • 18-25 лет;
    • 26-35 лет;
    • 36-45 лет;
    • 46-60 лет.

    Из каждой группы будут отобраны по 2 участника. Возрастная градация позволит учесть возрастные особенности в процессе анализа определенной проблемы.

  • Временные рамки исследования*: глубинные интервью проводиться в течение месяца

  • Обоснование логики и методов анализа данных

    Анализ интервью избранных респондентов предоставит нам возможность получить за короткий срок надежную информацию с высокой степенью достоверности. Полученные эмпирические данные в ходе опроса подвергаются анализу интервьюером. Интервью происходит через личную беседу, без посторонних лиц, что позволит респонденту чувствовать себя свободнее и позволит получить более точную, правдивую информацию, личное мнение по соответствующим вопросам.

  • Критерии оценки надежности и валидности исследования

    Для анализа выбранной нами проблемы выбраны респонденты четырех возрастных категорий, чтобы определить различия в восприятии респондентов старшего поколения (возможность присущих им «советских остатков») и молодого поколения.

  • *Обоснование этических принципов на проведение исследования

    Все участники исследования дали устное разрешение на использование их ответов в бакалаврской работе, так как оно не нанесет вреда участникам и учреждению, где они учатся и работают, а все полученные результаты являются конфиденциальными и будут представлены в общем виде.

Исследовательская саморефлексия

Глубинное интервью с респондентами представляет только часть необходимой информации для раскрытия выбранной проблематики. Для более достоверных результате следовало бы опросить большее количество респондентов, но эта задача выполняется при более детальном изучении выбранной темы в процессе дальнейшего обучения.

spravochnick.ru

Приложение 89. Принципы расчета стоимости исследования

Методы изучения рынка

Методы изучения рынка В основе методов изучения рынка лежат различные источники информации (рис. 3.19). В зависимости от них различают методы: кабинетных исследований рынка анализа вторичной информации

Подробнее

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)

Подробнее

Стандарт финансового контроля

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОЛГОГРАДА УТВЕРЖДЕН Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 30.05.2013 40/6 Стандарт финансового контроля Проведение аудита эффективности использования муниципальных

Подробнее

Стандарт финансового контроля

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ МУРАШИНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Стандарт финансового контроля Проведение аудита эффективности использования муниципальных средств Утвержден распоряжением председателя

Подробнее

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ , г. Тверь, ул. Советская, д. 33, тел , факс

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33, тел. 344-292, факс 344-292 З А К Л Ю Ч Е Н И Е по результатам анализа государственной программы Тверской области «Обеспечение

Подробнее

Нормирование труда в библиотеках

Нормирование труда в библиотеках Ховятская Елена Сергеевна, зав. отделом прогнозирования и развития библиотечного дела КемОБН им.в.д. Федорова e-mail: [email protected], раб. тел. 8 (3842)44-18-68, моб. тел.

Подробнее

ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для аспирантов по организации и содержанию научно-исследовательской деятельность и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание

Подробнее

- беседа; - хронометрирование и другие.

1 2 утверждённому графику. 2. Содержание внутриколледжного контроля 2.1. Основным объектом внутриколледжного контроля в Колледже выступает образовательный процесс. 2.2. Внутриколледжный контроль направлен

Подробнее

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ УТВЕРЖДЕН приказом Счетной палаты Красноярского края от 03.07.2013 года 62 СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СФК 7 «ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Подробнее

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРАКТИК

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРАКТИК Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ «УЧЕБНАЯ

Подробнее

2. Термины и определения

5. Система нормирования труда в Учреждении рассматривается, как составная часть системы управления персоналом, является комплексом мероприятий по организации и управлению процессом нормирования труда,

Подробнее

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2018 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Содержание

Подробнее

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра мировой экономики и экономической теории Автор-составитель: Ковалева Татьяна

Подробнее

Тема 9. Диагностика систем управления

Тема 9. Диагностика систем управления 9.1. Фактологическое обеспечение исследования. Система фактов. 9.2. Диагностика систем управления: основные понятия. 9.3. Виды диагностики систем управления. 9.4.

Подробнее

ГБОУ Школа 2025 г. Москвы

1 1.5. Предмет мониторинга процесс использования средств ИКТ в учебном процессе. 2. Основные цели, задачи, функции, принципы и методы мониторинга 2.1. Цель мониторинга - обеспечение администрации школы,

Подробнее

Методы сбора социальной информации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ

Подробнее

docplayer.ru

Написание отчета о социологическом исследовании


Определение

 

Отчет о социологическом исследовании представляет собой документ, в котором отражены результаты проведенного социологического исследования студента или группы студентов. Проводят социологические исследования и соответственно пишут отчеты не только социологи, но и студенты таких специальностей, как менеджмент, маркетинг, социальная работа и пр.
 

Структура основной части отчета

 
Отчет имеет соответствующую структуру. Следует отметить, что отчет делится на две главы, которые подразделяются в свою очередь на подпункты.
 
Приведем пример.
 

 

Итак, с чего начать отчет о социологическом исследовании?
 
Ответ: с формулировки актуальности проблемы, которая должна занимать не более одного листа.
 
Приведем пример:
 
«Активное применение новейших информационных технологий становится актуальным во многих сферах человеческой жизни. Человечество вступило в новое тысячелетие с полным пониманием важности и необходимости применения компьютерной техники в образовании. Однако существует проблема обеспеченности студентов компьютерной техникой и освоения компьютеров студентами, что не позволяет использовать в полной мере возможности новых информационных технологий».

Затем мы переходим к степени разработанности темы, здесь приводим пример социологических исследований по данной проблематике.
 
Далее формулируем цель, объект, предмет, гипотезы, задачи.
 
Приведем примеры для темы «Роль компьютера в образовании молодежи»
 
Цель социологического исследования — разработка рекомендаций и предложений по решению проблемы обеспеченности студентов компьютерной техникой и проблемы освоения компьютеров студентами.
 
Объект социологического исследования – студенты ТГАС
 
Предмет социологического исследования – содержание и характер мнений и оценок студентов по проблеме внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.

Формулировка гипотез исследования

 
Первая гипотеза – в связи с тем, что новые информационные технологии позволяют получать информацию в более простой и доступной форме, отношение студентов к их применению в целом положительно.
 
Вторая гипотеза – уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере невысокий.
 

Задачи социологического исследования:

 

  • выявить сколько студентов имеют личный ПК;
  • выявить уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере;
  • выявить отношение студентов к компьютеризации учебного процесса;
  • выяснить какие новые информационные технологии студенты применяют в процессе получения образования в ТГАСе.

 
Методический раздел программы начинается с определения выборки.
 
Приведем пример:

Выборка

 
В ходе полевого исследования было опрошено 25 респондентов с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курса по 5 человек. Такое же количество человек было протестировано.
 
Генеральная совокупность составляет 2800 человек, которая включает в себя студентов ТГАС очного отделения.
 
Выборочная совокупность составляет 280 человек.
 
Метод серийной (гнездовой) выборки
 
ni = , где i – число серий, выделенных в генеральной совокупности
 
Ni – число единиц в серии
 
N – величина генеральной совокупности
 
n — величина выборочной совокупности
 
n1 == 57; n2 == 55; n3 == 55;
 
n4 == 56; n5 == 57
 
Таким образом, с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курсов подлежит опросу 57,55,55,56,57 чел. соответственно.
 
Затем определяемся с методами исследования:
 

  1. Анкетный опрос студентов (анкета прилагается). Для исследования обозначенной проблемы необходимо проведение анкетного опроса
  2. Тестирование студентов (тест прилагается) с целью выявления уровня теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере, а также для подтверждения/опровержения анкетирования.

 

Также во второй главе описываем социально-демографическую характеристику объекта.

Приведем пример:

 
Распределение респондентов по курсам ТГАС
 

 
Далее переходим к главе 3.
 
Глава 3 включает анализ полученных данных, которые, как правило, приводятся в табличной форме (на все вопросы), в форме диаграмм.
 
Приведем примеры:
 
По результатам исследования были получены следующие данные:
 

 
Распределение ответов на вопрос: «У Вас дома есть компьютер?»
 

 
Распределение ответов на вопрос: «Для чего вы используете компьютер большую часть времени?»
 

 
Распределение ответов на вопрос: «У Вас дома есть доступ к Интернету?»
 

 
Завершаем отчет примерным планом подготовки и проведения социологического исследования, а также приложениями, в качестве приложения можно использовать анкету.

reshatel.org

Методология социологического исследования — Википедия

Методология социологического исследования — методы, которые используются при проведении социологических исследований, опросов.

Прикладная статистика научных исследований человека, то есть методология исследования, изучает выборки отдельных единиц населения и связанные с ними методы сбора данных, например, построение анкет и повышение количества и точности ответов на опрос. Методология социологического исследования включает в себя инструменты или процедуры, которые ставят один или несколько вопросов, на которые могут ответить или которые могут оставить без ответа.

Статистические исследования проводятся с целью проверить некоторое предположение относительно населения и сильно зависят от поставленных в опроснике вопросов. Опрос общественного мнения, опрос состояния здоровья, маркетинговые исследования, исследование деятельности правительства и переписи населения являются примерами количественных исследований, которые используют современные методики исследования для поиска ответов на вопросы о населении. Хотя в переписи населения не имеют выборок, они включают в себя другие аспекты методологии исследования: анкетирование, интервью и последующую проверку. Опросы предоставляют важную информацию всем видам средств общественной информации и научно-исследовательским областей, например, маркетинговым исследованиям, психологии, специалистам в области здравоохранения и социологии.

Отдельный опрос состоит минимум из выборки (или всего населения в случае переписи), метода сбора данных (например, опросника) и отдельных вопросов или элементов, которые становятся данными для статистического анализа. Отдельный опрос может сосредоточиться на разных темах в зависимости от его назначения, а вот на предпочтениях избирателей (например, в отношении кандидатов в президенты), на убеждении (например, аборт должен быть законным?), на поведении (курение и употребление алкоголя) или фактической информации (доход семьи). Поскольку исследование в форме опроса почти всегда базируются на выборке из населения, их успех зависит от репрезентативности выборки по отношению к целевой группе населения, представляющей интерес для исследователя. Эта целевая группа населения может варьировать от общей численности населения той или иной страны к конкретным группам людей в этой стране, от членов некоторой профессиональной организации или студентов определённого образовательного учреждения (см. также отбор проб (статистика) и выборки обследования). Лиц, отвечающих на опрос, называют респондентами, и в зависимости от поставленных вопросов их ответы могут представлять самих респондентов, их семьи, работодателей или иные организации, в состав которых они входят.

Методология социологического исследования как научная дисциплина ставит целью определение принципов разработки выборки, инструментов для сбора данных, статистического корректировки данных и их обработки, а также окончательного анализа данных, которые могут создавать систематические и случайные ошибки опроса. Ошибки опроса иногда анализируются вместе со ценностью опроса. Ограничения расходов иногда представляется как улучшение качества или как альтернатива, что позволяет снизить затраты на фиксированном уровне качества. Методология исследования выступает одновременно и как научное направление, и как профессия, а это означает, что некоторые специалисты этого направления сосредотачиваются на устранении ошибок обследования эмпирически, а другие составляют опрос, чтобы уменьшить их количество. Перед составителями опросов стоит задача создать большой набор решений по тысяче индивидуальных особенностей обследований с целью их улучшения[источник не указан 1063 дня].

Важнейшие методологические проблемы, с которыми сталкивается методист, включают в себя принятие решений по:

  • Определения и выбора потенциальных членов выборки.
  • Установления связи с лицами, которые опрашиваются, и сбора данных от тех, до которых трудно добраться (или они не хотят отвечать).
  • Оценки и проверки вопросов.
  • Выбора режима постановки вопросов и сбор ответов.
  • Обучения и контроля интервьюеров (если они участвуют).
  • Проверки данных на предмет точности и внутренней согласованности.
  • Регуляции оценки опроса для исправления выявленных ошибок.

Выборка имеет определённую структуру и добирается из списка членов всей группы населения, что представляет определённый интерес для исследователя. Цель опроса — описать не эту конкретную выборку, а большую часть населения. Эта способность обобщать зависит от репрезентативности выборки, как и указано выше. Каждый представитель населения называется элементом. Есть много трудностей, с которыми сталкиваются при создании репрезентативной выборки. Одной из распространенных ошибок является селективное предубеждение. Селективное предубеждение наблюдается, когда в его результате количество членов определённой группы пропорционально превышает её реальную долю в населении. Например, если некоторая группа, представляющая интерес для исследователя, состоит из 75 % женщин и 25 % мужчин, а выборка состоит из 40 % женщин и 60 % мужчин. В этом случае женщины недостаточно представлены, в то время как доля мужчин великовата. Для того чтобы минимизировать селективное предубеждение, обычно используется стратифицированная проба. Это когда население делится на подгруппы, так называемые слои, и случайные выборки берутся из каждой страты, или элементы выборки берутся на пропорциональной основе[источник не указан 1063 дня].

Есть несколько способов проведения опроса. Выбор способа проведения опроса зависит от нескольких факторов, в том числе от:

  1. Расходов.
  2. Охвата целевой группы населения.
  3. Гибкости поставленных вопросов.
  4. Готовности респондентов участвовать.
  5. Точности ответов.

Различные методы производят разное впечатление на респондентов, изменяя манеру их ответов, и имеют различные преимущества. Самые распространенные способы проведения опросов:

  • Телефонный звонок
  • Онлайн-опрос.
  • Индивидуальные опросы в домашних условиях.
  • Индивидуальные опросы на улицах или в крупных торговых центрах.
  • Комбинации указанных выше способов.

Есть несколько видов оформления, или общих структур, которые могут быть использованы в опросе. Три основных вида: опрос в поперечном сечении, последовательные независимые выборки, а также долговременные исследования[источник не указан 1063 дня].

Опрос в поперечном сечении[править | править код]

В исследованиях в поперечном сечении, выборки заимствуются из соответствующей группы населения и изучаются один раз. Такие исследования дают характеристику этой группы людей в определённое время, но не могут объяснить её причину, поскольку относятся к корреляционному виду, который может выдвигать предположения относительно будущего[источник не указан 1063 дня].

Последовательные исследования независимых выборок[править | править код]

Вид последовательных независимых выборок работает с несколькими случайными выборками в определённое время или несколько раз. Исследования этого вида изучают изменения в группе, но не в состоянии зафиксировать изменения в отдельных лицах, так как одного и того же человека не опрашивают более одного раза. Таким образом, такие исследования не обязательно могут определить причины изменений с течением времени. Чтобы быть эффективными, такие исследования должны иметь выборки из той же группы и в одинаковой мере отражать определённое явление. Если выборки не сопоставимы, различия между выборками можно объяснить скорее демографическими характеристиками, а не временными. Кроме того, вопросы должны быть поставлены таким же образом, так что ответы можно было бы сопоставлять непосредственно[источник не указан 1063 дня].

Долговременные исследования[править | править код]

Долговременные исследования изучают одну и ту же случайную выборку в разные моменты времени. В отличие от последовательного исследования независимых выборок, этот вид исследований сосредотачивается на различиях в ответах отдельных участников в течение долгого времени. Это означает, что исследователь может потенциально проанализировать причины изменений ответов путем оценки различий в опыте респондентов. Долговременные исследования является простейшим способом оценить привычные события, например, развод, которые нельзя проверить экспериментально. Однако долговременные исследования являются дорогостоящими, и их трудно осуществить. Труднее найти индивида, который бы согласился на исследования в течение нескольких месяцев или лет, чем респондента для 15-ти минутного интервью. К тому же, участники часто оставляют исследования до окончательной оценки. Это истощение участников не является случайным, так что выборки могут становиться менее репрезентативными с каждым следующим опросом. Чтобы учесть это фактор, исследователь может сравнить респондентов, которые оставили исследования, с теми, кто дошел до конца, чтобы определить, являются ли они статистически различными группами. Респонденты также могут попытаться не противоречить себе, несмотря на изменения в ответах на опрос[источник не указан 1063 дня].

Анкеты являются наиболее распространённым инструментом в опросах. Однако результаты конкретного опроса будут ничего не стоить, если анкета составлена неправильно. Анкеты должны предоставлять достоверные и надежные демографические данные, а также достоверную и надежную информацию об особенностях индивида, которые он самостоятельно определяет в анкете[источник не указан 1063 дня].

Анкетирование как инструмент[править | править код]

Переменчивой категорией, которую часто исследуют в опросах, являются демографические переменные, которые используются для описания характеристик людей. Демографические переменные включают такие аспекты, как этническая принадлежность, социально-экономический статус, раса и возраст. Опрос часто исследуют предпочтения, убеждения и позицию отдельных людей и многие из них содержат шкалу, с помощью которой респондент самостоятельно определяет меру своей заинтересованности/осведомленности/активной позиции в поставленном вопросе. Шкала для самоотчета также используются для изучения различий между мнениями людей. Эта шкала самоотчета, что часто содержится в анкетах, является одним из наиболее распространённых инструментов в психологии, и, таким образом, важно, чтобы она была тщательно построена, надежна и достоверна[источник не указан 1063 дня].

Надежность и обоснованность средств самоотчета[править | править код]

Надежные средства самоотчета определяются их последовательностью и логичностью. Таким образом, надежное средство самоотчета дает содержательные результаты каждый раз, когда применяется. Надежность теста можно определить несколькими способами. Во-первых, можно рассчитать надежность повторного тестирования. Надежность повторного тестирования предусматривает проведение повторного опроса людей с широкой выборки в два различных моменты времени. Чтобы опрос считался надежным, люди из выборки необязательно должны ставить одну и ту же оценку по тому или иному поводу в каждом тесте. Достаточно лишь, чтобы их отношения по распределению баллов было похожим в первичном и повторном тестировании. Самоотчет и самоанализ, как правило, будет надежнее, если будет включать больше пунктов для оценивания определённой концепции. Кроме того, оценка будет более надежной, если бы мнения людей относительно определённой концепции более расходились. И, наконец, большую надежность обеспечили бы понятны инструкции по заполнению анкеты и минимум отвлекающих факторов. С другой стороны, анкета является действительной, если то, что она реально оценивает, совпадает с тем, что она по замыслу должна была бы оценивать[источник не указан 1063 дня].

Составление анкеты[править | править код]

Чтобы составить анкету, которая будет предоставлять надежные и достоверные результаты, пользуемся следующими шестью шагами. Во-первых, определяем, какую именно информацию нужно найти. Во-вторых, решаем, как проводить опросы. В-третьих, строим первый черновой вариант анкеты. В-четвертых, анкету надо пересмотреть, а потом — апробировать. Наконец, анкета редактируется, и составляется инструкция по её заполнению[источник не указан 1063 дня].

Рекомендации по эффективной формулировке вопросов[править | править код]

То, как сформулирован вопрос, может иметь большое влияние на ответ респондента. Таким образом, составители опросов должны уделять особое внимание формулировке вопросов опроса. Составители должны иметь в виду, что разные люди, культуры и субкультуры могут интерпретировать определённые слова и фразы по-разному. Есть два типа вопросов, используемых в анкетах: открытые вопросы и закрытые вопросы. Открытые вопросы не предусматривают вариантов ответов, в отличие от закрытых, где, как правило, предлагается множественный выбор. Открытые вопросы являются полезными, поскольку наделяют респондента большой гибкостью, предоставляют ему пространство для полного выражения мысли. Однако исследователям их труднее интерпретировать, систематизировать и оценить. С другой стороны, закрытые вопросы можно оценить и закодировать гораздо легче, хотя они и уменьшают выразительность и спонтанность респондента. В целом, словарный состав вопроса должен быть как можно более простым и прямым, состоять максимум из двадцати слов. Каждый вопрос должен быть отредактировано на предмет «читабельности». Ничего не должно наводить респондента на определённую мысль, отличную от его начальной. Ничего не должно быть провокационным, то есть содержать заранее известный ответ. Наконец, если для оценивания определённой концепции используются несколько выражений, их формулирование должно быть обратным, чтобы избежать селективного предубеждения[источник не указан 1063 дня].

Ответ респондента на открытый вопрос может быть оценен по шкале или проанализирован с использованием более качественных методов позже.

Порядок ввода вопросов[править | править код]

Составители опросов должны тщательно соблюдать порядок ввода вопросов в анкете. Для анкет, которые респондент заполняет самостоятельно, самые интересные вопросы должны содержаться в начале анкеты, чтобы привлечь его внимание, в то время как демографические вопросы надо разместить ближе к концу. С другой стороны, если опрос проводится по телефону или лично, демографические вопросы надо поставить в начале интервью, чтобы повысить доверие респондента. Ещё одной причиной следить за порядком вопросов является эффект, который ответ на один вопрос может произвести на все последующие[источник не указан 1063 дня].

Следующие способы эффективно снижают уклонение респондентов от ответов во время личного контакта или опроса по телефону[1]

  • Предыдущая переписка. Короткое письмо присылают заранее, чтобы проинформировать выбранных респондентов о будущем опроса. Письмо должно быть приветливым и персонализированным, но не слишком навязчивым. Во-первых, он объявляет, что респонденту позвонят, или интервьюер назначит ему личную встречу. Во-вторых, в письме должна быть указана тема опроса. Наконец, письмо выражает признательность исследователя за сотрудничество и искренность и готовит почву для начала опроса.
  • Подготовка. Интервьюеры проходят тщательную подготовку, как задавать вопросы респондентам, как работать с компьютерами и строить расписание для повторных звонков респондентам, что не ответили.
  • Краткое введение. Интервьюер должен всегда начинать с краткого вступления о себе. Он/она должен/на представиться, назвать институт, на который работает, общую продолжительность и цели интервью. Кроме того, надо указать, что вы ничего не продаете: исследования показывают, что это приведет к несколько лучших результатов опроса.
  • Дружеская и уважительная манера. Удобство и понятность. Поставленные вопросы должны быть четкими, не уничижительными. На них должно быть легко ответить.

Краткость также поощряется. Обзор литературы 1996 года подтверждает этот факт как в случае письменных, так и устных опросов, хотя и некоторые другие факторы могут быть решающими. Исследование 2010 года, проанализировав 100000 онлайн-опросов, пришло к выводу, что количество ответов снижается примерно на 3 % на десятом вопросе и около 6 % на двадцатом с последующей стабилизацией падения количества ответов (например, наблюдалось сокращение лишь на 10 % на сороковом вопросе). Другие исследования показали, что качество ответов снижается с приближением конца длительных опросов[источник не указан 1063 дня].

Методисты опросов предприняли много усилий, чтобы определить, в какой степени ответы респондента зависят от физических характеристик интервьюера. Оказалось, что основные признаки интервьюера, влияющие на ответы респондента, это раса, пол и относительная масса тела (ИМТ). Эти признаки особенно действенны, когда вопросы связаны именно с ними. Итак, раса интервьюера влияет на ответы по отношение к людям другой расы, его пол — на ответы, связанные с гендерными проблемами, а его вес — на ответы про питание и диеты. Хотя влияние характеристик интервьюера исследовался в основном в контактных опросах, оказалось, что они также имеют влияние в условиях отсутствия визуального контакта, например, во время телефонных опросов или видео-звонков. Объясняется это, как правило, социальной желанностью: респондент хотел бы выглядеть лучше в глазах социума, поэтому несколько корректирует свои ответы в зависимости от ситуации. Влияние особенностей интервьюера является одним из примеров эффектов, которые влияют на ответ на опрос[источник не указан 1063 дня].

  1. ↑ Dillman, D. A. (1978) Mail and telephone surveys: The total design method.

ru.wikipedia.org

Смета расходов социологического исследования:

Приложения:

Приложение 2. Концептуальная модель объекта исследования.

Приложение 3. Анкета для опроса респондентов.

Московский Государственный Лингвистический Университет

АНКЕТА

Москва 2013

Уважаемый студент!

Мы просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, цель которой – выяснение различных представлений современной студенческой молодежи о будущем партнере для вступления в брак.

Эти данные будут полезны как для наших исследований, так и для Вас. Если Вы заинтересованы в результате нашего анкетирования, смело обращайтесь к нам с любыми вопросами. Ценность и достоверность исследования во многом зависит от полноты и искренности ваших ответов.

К большинству вопросов нашей анкеты даются варианты ответов. Если ни один из предложенных ответов Вас не устраивает, то смело пишите ответ сами. Мы оставили для этого свободное место.

Заранее благодарим Вас за помощь!

ОПРОС:

  1. Ваш пол:

  1. Мужской

  2. Женский

  1. Ваш возраст: ______

  1. Вы живете:

  1. в Москве

  2. в Московской области

  3. другое: _________________________________

  1. Ваше образование:

  1. Среднее

  2. Неоконченное среднее специальное

  3. Среднее специальное

  4. Неоконченное высшее

  5. Высшее

  6. Другое__________________________________

  1. Вы выросли в полной семье?

  1. Да

  2. Нет

  1. На данный момент Ваши родители являются супругами?

  1. Да

  2. Нет

  1. Вы проживаете:

  1. родителями

  2. с отцом/матерью

  3. с матерью и отчимом/ с отцом и мачехой

  4. с парнем/девушкой

  5. с мужем/женой

  6. с друзьями

  7. другое

Удовлетворяет

Частично удовлетворяет

Частично не удовлетворяет

Не удовлетворяет

Затрудняюсь ответить

  1. Вас удовлетворяет обстановка в вашей семье?

  1. Вас удовлетворяют отношения между Вашими родителями?

  1. Вас удовлетворяют Ваши отношения с Вашими родителями?

  1. Вы хотели бы, чтобы Ваша семейная жизнь была похожа на жизнь Ваших родителей?

  1. Вы хотели бы, чтобы Ваш (а) супруг (а) обладал (а) схожими качествами с Вашим отцом или матерью?

  1. Какими именно схожими качествами с Вашим родителем должен обладать Ваш брачный партнер?

  1. Значимо ли для Вас мнение Ваших родителей?

  1. Будет ли иметь или уже имеет значение для Вас мнение родителей о Вашем будущем супруге? Прислушаетесь ли Вы к этому мнению?

  1. Будет ли для Вас решающим при выборе супруга/супруги наличие у него/нее высшего образования?

  1. Да, будет

  2. Нет, не будет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Социальный статус будущего супруга/супруги играет существенную роль?

  1. Да

  2. Скорее да, чем нет

  3. Скорее нет, чем да

  4. Нет

  5. Затрудняюсь ответить

  1. Какими вообще качествами, на Ваш взгляд, должен обладать Ваш будущий супруг?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какими качествами НЕ должен обладать Ваш будущий супруг?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Опишите, каким Вам представляется идеальный партнер для вступления в брак?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое значение имеет наличие чувства любви и привязанности по отношению к избраннику?

  1. Имеет главное, определяющее значение

  2. Имеет значение, но не определяющее

  3. Не имеет огромного значения

  4. Вообще не имеет значения

  1. Насколько важно, чтобы ваша вторая половинка разделяла Ваши стремления, убеждения и ценности?

  1. Очень важно

  2. Важно

  3. Не важно

  4. Совсем не важно

  5. Затрудняюсь ответить

Утверждение:

Полностью согласен

Частично согласен

Затрудняюсь ответить

Частично не согласен

Полностью не согласен

  1. Для меня имеет значение красота/привлекательность моего будущего брачного партнера.

  1. Для меня имеет значение наличие чувства любви по отношению к своей второй половинке.

  1. Жена должна быть хранительницей очага и хорошей матерью для своих детей, а мужчина обязан заботиться о финансовом благополучии своей семьи и о ее защите.

  1. Для меня важно мнение моих близких о моем будущем супруге.

  1. Социальное окружение (семья, друзья, коллеги) избранника является одним из главных критериев при выборе второй половинки.

  1. Я хочу, чтобы мой будущий брачный партнер имел сходство с моим любимым актером/актрисой.

  1. Мой будущий брачный партнер должен обладать качествами, которыми обладает мой любимый книжный герой/героиня.

  1. Я считаю, что средства массовой коммуникации оказывают влияние на молодое поколение.

  1. Я считаю, что средства массовой коммуникации оказывают влияние на представления молодежи о будущем брачном партнере

  1. Я хочу, чтобы мои отношения и брак были похожи на отношения моих родителей

  1. Мне нравится смотреть телевизор (читать различные издания и книги, слушать радио), в которых описывается красивая и богатая жизнь.

  1. Мне нравится смотреть телевизор (читать различные периодические издания и книги, слушать радио), в которых показывают счастливую семейную жизнь.

Образ семьи и будущего брачного партнера сильно стереотипизирован в современном обществе. Муж, чаще всего представляется нам – в средствах массовой коммуникации – красивым и успешным, а жена прекрасной девушкой с обложки модного журнала.

Вы можете согласиться со следующими утверждениями?

  1. Образ семьи, который показывают нам в СМИ соответствует современной реальности.

  1. Образ будущего брачного партнера в СМИ не соответствует моим собственным представлениям.

studfile.net

Методология и методы социологического исследования | СГУ

Часть 1. Социологическое исследование – инструмент социального познания. (третий семестр)

1. Становление и развитие эмпирической социологии в России и за рубежом.

2. Теоретико -методологические основы социологического исследования.

3. Категориальный аппарат социологического исследования.

4. Социальный процесс и особенности его социологи ческого изучения.

5. Социальная реальность и социальный факт в социо логическом исследовании.

6. Качественный и количественный методологические подходы к изучению социальной реальности.

7. Программа социологического исследования, её структуры и функции.

8. Интерпретация и операционализация понятий в социологическом исследовании.

9. Выборка в социологическом исследовании.

Часть 2. Методы сбора информации в социологическом исследовании. (Четвертый семестр)

10. Метод, методика, техника, процедуры в социологическом исследовании.

11. Метод наблюдения в социологии.

12. Документальные источники социологической информа- ции и методы их анализа.

13. Опрос как метод сбора первичной социологичес- кой информации.

14. Интервью как разновидность социологического опроса.

15. Анкетный опрос.

16. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных.

17. Метод экспертного опроса.

18. Социальный эксперимент.

Часть 3. Объяснение и интерпретация данных в социологии (пятый семестр)

19. Взаимосвязь анализа, объяснения, интерпретации данных социологического исследования.

20. Методология вторичного анализа данных в социологическом исследовании.

21. Модели объяснения и логика социологического исследования.

22. Роль ведущих социологических парадигм и теорий в логике объяснения результатов исследования.

23. Роль аргументированного рассуждения в интерпретации, объяснении и презентации результатов исследования.

24. Проблемы и аргументы в интерпретации и объяснении результатов исследования, их экспертизе.

25. Обобщение результатов социологического исследования.

26. Форматирование и презентация результатов социологического исследования.

www.sgu.ru

Методологическая часть

Министерство образования Российской Федерации

Рязанский государственный университет

имени С. А. Есенина

Социологическое исследование на тему

«Оценка перспектив открытия нового социологического факультета

в городе Рязани»

Выполнили:

студентки 2 курса

факультета СЭУ

отделения Социология

Клочкова Ольга Алексеевна

Панкратова Наталья Ивановна

Якушева Елена Сергеевна

Проверил:

Бояркин Александр Юрьевич

Рязань 2005г.

План программы исследования:

1. Методологическая часть

2. Методическая часть

  • Расчёт генеральной совокупности

  • Расчёт выборочной совокупности

  • Расчёт оптимального числа интервьюеров

  • Определение выборки

  • Определение пилотажного исследования

  • Определение метода сбора первичной социологической информации

  • Установление сроков проведения исследования

  • Необходимые документы

  • Смета расходов

3. Инструментарий

4. Анализ полученных данных

  • Обработка данных

  • Анализ данных

  • Отчёт по проведённому исследованию

Тема: Оценка перспектив открытия нового социологического факультета в городе Рязани

Проблемная ситуация: В городе Рязани планируется открытие нового социологического факультета на коммерческой основе, ориентированного на заочную форму обучения.

Проблема: Отсутствие информации о состоянии рынка образовательных услуг в сфере социологии. Желание открытия нового социологического факультета на коммерческой основе в городе Рязани.

Объект: Рынок образовательных услуг в городе Рязани.

Предмет: Процесс создания нового субъекта рыночных отношений в городе Рязани.

Цели: Оценить перспективы открытия нового социологического факультета на рынке образовательных услуг города Рязани.

Гипотезы:

  1. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа абитуриентов, поступающих на специальность социология.

  2. Данная специальность является востребованной на рынке труда города Рязани.

  3. Учитывая общественное мнение, вполне приемлемо открытие нового социологического факультета в городе Рязани.

Задачи:

  1. Выявить динамику поступления на специальность социология в городе Рязани.

  2. Оценить востребованность данной специальности на рынке труда в городе Рязани на основе данных, полученных в Центре занятости населения.

  3. Изучить общественное мнение по поводу открытия нового социологического факультета в городе Рязани.

Для анализа документов.

Документы:

  1. Данные о стоимости обучения по социологическим специальностям в различных вузах на заочной форме обучения в городе Рязани.

  2. Данные, полученные в центре занятости населения в городе Рязани.

  3. Данные из приёмной комиссии РГУ о количестве поданных заявлений и зачисленных студентов на специальность Социология.

Экспертная оценка.

Изучить мнение экспертов

Общественное мнение.

Разработать программу исследования на тему «Открытие нового социологического факультета»

Примерный план подготовки и проведения социологического исследования «Открытие нового социологического факультета в городе Рязани»

11 Декабря – 14 декабря 2005 года.

Этап

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Этап подготовки к полевому исследованию

Обсуждение, утверждение программы исследования и составление проекта выборки. Разработка инструкций для группы сбора первичной социальной информации.

11 – 12 декабря

Тиражирование методического инструментария для пробного исследования и проведение пробного исследования. Анализ результатов пробного исследования. Внесение коррективов в программу.

13 – 14 декабря

Тиражирование методического инструментария для массового сбора информации. Формирование группы сбора первичной информации. Инструктаж анкетеров.

15 декабря

Этап полевого исследования

Согласование организационных вопросов исследования с руководителем региональных групп интервьюеров.

16 декабря

Проведение полевого исследования.

16 – 20 декабря

Разработка инструкции по выбраковке неверно заполненных анкет, выбраковка негодных анкет.

20 декабря

Этап обработки на ЭВМ и анализ результатов исследования. Формулировка выводов. Отчёт.

Разработка инструкций по кодировке открытых вопросов. Их кодировка. Разработка задач для ЭВМ. Ввод первичной социологической информации. Обработка первичной социологической информации на ЭВМ.

21 декабря

Анализ результатов исследования и формулировка выводов.

22 – 23 декабря

Составление отчёта, его научное обсуждение, доработка и утверждение окончательного отчёта, выводов и рекомендаций по итогам исследования.

24 декабря

studfile.net

Социологические исследования — разработка программ исследований

  • опрос (НОВИНКА - опросы на планшетах)
  • фокус-группа
  • наблюдение
  • анализ документов

Есть мнение!

Социологические исследования — это зеркало состояния общества. Специалисты агентства "Spezia" не только помогут Вам определить это состояние, но и донесут полученную информацию в качественном и понятном виде, с выводами и рекомендациями, позволяющими использовать ее в повседневной работе. Мы предлагаем Вам весь спектр услуг, связанных с социологическими исследованиями: разработку программ исследований, анкет или бланков интервью, сбор и обработку информации, анализ и прогноз. Тематика исследований — любая.

Как мы работаем

1. Метод опроса

  • Интервьюирование — беседа с представителем исследуемой аудитории по заранее намеченному плану.
  • Анкетирование — изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на который респондент отвечает самостоятельно (он может заполнять анкету лично или с помощью интервьюера, отмечающего его ответы в вопроснике). Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet). 

НОВИНКА от "Spezia" - опросы на планшете (CAPI). 

Главной особенностью этого вида опроса является то, что ход интервью полностью контролируется компьютером. Все логические переходы в анкете, скринирующие вопросы и т.д. отслеживаются и осуществляются компьютерной системой, что исключает возможность ошибки. Время и место проведения, а также длительность интервью автоматически фиксируются. Централизованная система управления позволяет руководителю проекта тщательно отслеживать весь процесс проведения интервью. 

2. Метод фокус-групп

Метод фокус-групп предполагает опрос в форме дискуссии на заданную тему специально подобранной группы респондентов. Обычно метод фокус-групп используют для изучения ожидаемой эффективности рекламы или для пробного исследования новых явлений (например, введения гражданского автострахования, создания пенсионных фондов и т.п.).

3. Наблюдение

Наблюдение — сбор первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

4. Анализ документов

Анализ документов (разнообразных источников информации о социальных явлениях или процессах):

  • Традиционный (классический) анализ — субъективное толкование исследователем содержания документа.
  • Контент-анализ — формализованный метод, предполагающий подсчет тех или иных смысловых единиц в определенном информационном массиве (например, частота упоминания определенного события в средствах массовой информации в течение года).

Посмотреть портфолио

Отзывы клиентов

  • Трофимов Дмитрий Анатольевич Генеральный директор ООО "Марк-Аналитик"

    В сентябре-декабре 2014 года специалисты агентства "Spezia" проводили полевые работы в Барнауле и Новоалтайске. За этот период для нашей компании было реализовано 3 проекта: оценка отношения людей к предпринимательской деятельности в России, сегментационное исследование на основании потребностей населения в банковских продуктах и изучение привычек и предпочтений владельцев банковских карт. В совместной работе хочется отметить своевременную и качественную сдачу проектов. Агентство "Spezia" на высоком уровне решило все поставленные перед ним задачи, строго придерживаясь при этом технического задания. Надеемся и на дальнейшее сотрудничество!

Наши услуги

Новости

23 Январь 2020 Благодарность от НАФИ!

Получили благодарность от лица компании НАФИ за успешное сотрудничество в рамках совместно реализованных проектов в 2019 году.

30 Декабрь 2019 C Наступающим 2020 годом и Рождеством!

24 Октябрь 2019 Spezia в СМИ

Читайте о нас в различных источниках, чтобы узнать больше! Мы подготовили удобные кликабельные ссылки.

asm-spezia.ru

Обработка социологического исследования

Анализ и обработка полученных данных

Определение 1

Под социологическим исследованием принято понимать комплекс последовательных логических методологических и организационно-технологических действий, которые объединяет единая цель: получение достоверных объективных данных об изучаемом явлении.

Завершением любого социологического исследования должны быть анализ и обработка полученных данных, эмпирически обоснованные выводы и рекомендации.

В социологии методы анализа и обработки социологической информации рассматриваются в качестве способов преобразования эмпирических данных, которые получены в ходе социологического исследования, для того, чтобы превратить их в обозримые, компактные и пригодные для содержательного анализа.

Результаты, полученные в процессе социологического исследования с помощью эмпирических методов сбора социологической информации, таких как опрос (анкентирование или интервьюирование), наблюдение, эксперимент, еще не дают возможности сделать правильные выводы, установить закономерности и обнаружить тенденции, а также проверить те гипотезы, которые были выдвинуты в программе исследования. Полученная первичная социологическая информация должна быть обобщена, проанализирована, научно интегрирована.

Готовые работы на аналогичную тему

На этапе анализа полученная информация об изучаемом объекте соотносится с уже накопленными знаниями о нем. Целью данного этапа является объяснение смысла отдельных результатов, объединение и выделение обобщающих положений, сведение их в единую систему.

Качественные и количественные методы

Методы анализа и обобщения полученной в результате социологических исследований информации могут быть количественными и качественными:

  • количественные методы включают: группировку, факторный анализ и расчет коэффициента корреляции;
  • качественные методы включают: типологизацию, моделирование и формулирование теорий.

К обработке данных принято относить следующие действия:

  • редактирование и кодирование информации, цель которых заключается в том, чтобы унифицировать и формализовать информацию, полученную в результате исследования;
  • создание переменных: заключается в приведении данных, полученных, например, в результате анкетирования, в форму, отвечающую на вопросы исследования;
  • статистический анализ, являющийся самым важным этапом в процессе обработки и анализа социологических данных. Заключается в выявлении статистических закономерностей и зависимостей, позволяющих прийти к обобщениям и выводам; при проведении статистического анализа применяются математические методы, которые позволяют провести всесторонний анализ собранной информации.

Приемы обработки и анализа результатов социологического исследования

Замечание 1

Исходя из тех методов, которыми получена первичная информация, используются разные приемы обработки и анализа данных.

Так, при получении информации из документальных источников, применяются, как правило, такие методы анализа документов, как традиционный анализ и контент-анализ.

При обработке и анализе данных, которые получены методом опроса, используют такие методы, как ранжирование, шкалирование, корреляцию и др.

Ранжирование представляет собой процедуру определения относительной предпочтительности изучаемых объектов путем их упорядочивания.

Определение 2

Ранг является показателем того места, которое занимают оцениваемый объект в группе.

Конечным продуктом исследования является отчет, включающий:

  • программу исследования;
  • характеристику респондентов;
  • репрезентацию и анализ полученных данных;
  • практические рекомендации и выводы;
  • приложения в виде графиков, схем, таблиц, диаграмм.

Замечание 2

Грамотно проведенная обработка результатов социологических исследований открывает возможность для эффективного использования их в управленческой деятельности, прогнозировании и планировании социальных процессов.

spravochnick.ru

Программа и план социологического исследования

Проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования.

Программа социологического исследования — это изложение теоре­тико-методологических предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

В программе формулируются проблемы исследования, определяются его предмет и цели, осуществляется выбор переменных, интерпретируют­ся основные понятия. От научного уровня разработки программы во мно­гом зависит эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов.

Программа в социологическом исследовании выполняет следующие функции:

• методологическую: она позволяет определить научную проблему, цели, задачи и принципы исследования;

• методическую: разрабатывает логический план исследования;

• организационную: обеспечивает разработку четкой системы разде­ления труда, что облегчает контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования.

Программа социологического исследования состоит из двух разде­лов — методологического и методико-процедурного.

Первый, методологический, раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Формулировка рабочих гипотез.

Второй, методический раздел программы включает в себя:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Определение обследуемой совокупности.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором рассматриваются этапы работы, сроки проведения исследования, оцениваются ресурсы и т.д.

Разработка программы социологического исследования начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и не­знанием способов ее удовлетворения. Соответственно основная цель ис­следования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового ре­шения проблемы с последующим его приложением к практике) или при­кладная (связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов).

В соответствии с целью исследования формулируются более частные задачи. Задача социологического исследования ~— это совокупность конк­ретных целевых установок, направленных на анализ и решение пробле­мы. В исследованиях, ориентированных на решение теоретических науч­ных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические за­дачи выступают как неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи — основные. Основные задачи исследования отвеча­ют его цели, дополнительные ставятся для подготовки будущего исследо­вания, для решения некоторых методических задач и т.д.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, необходимо уточнить объект и предмет исследования. В исследовании теоретико-прикладного характера сначала уточняется его предмет, а за­тем — реальные объекты, изучение которых позволяет найти типовое решение проблемы; а в прикладном исследовании уточняется предмет анализа заранее определенного объекта исследования.

Объект социологического исследования — явление или процесс, но­ситель социальной проблемы (область социальной действительности, де­ятельность людей, люди). Требования к объекту:

а) четкие обозначения явления по следующим параметрам — профес­сиональная (отраслевая) принадлежность, пространственная ограничен­ность, функциональная направленность;

б) определенная временная ограниченность:

в) возможность его количественных измерений.

Предмет социологического исследования — стороны и свойства объек­та, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Правильный выбор предмета социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.

Значительное место в программе социологического исследования за-нимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается соци­альная проблема. Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указа­ния правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков — операциональным определением.

Эмпирически интерпретировать понятие — значит найти такой ин­дикатор (показатель), который отражал бы какую-то важную часть содер­жания этого понятия и который можно было бы измерить.

Процедура операционализации продолжает и детализирует интерпре­тацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элемент. По­лучаемые при этом еще более простые понятия называются операциональ­ными понятиями.

Процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1) определение главных сторон предмета исследования путем интер­претации такого понятия, которое наиболее полно выражает его сущность:

2) выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

Параллельно с интерпретацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта, т.е. систематизация имею­щихся сведений в данной предметной области и применительно к данно­му объекту. Цель предварительного системного анализа — построение гипотетической модели (концептуальной модели) объекта как системы, вы­явление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать об­щие и частные гипотезы исследования.

Гипотеза в социологическом исследовании — это обоснованное пред­положение о структуре социальных объектов, о характере связей между социальными явлениями и т.д.

Классификация гипотез:

• по степени общности предположений — гипотезы-основания и ги­потезы-следствия;

• по степени разработанности и обоснованности — первичные и вто­ричные;

• по содержанию предположений о предметной области проблемы —

описательные и объяснительные;

• с точки зрения задач исследования — основные и неосновные.

В социологии разработана система общих предпосылок и требований построения гипотез:

1) гипотеза должна отвечать исходным принципам общесоциологи­ческой теории;

2) необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и прове­ренным фактам;

3) гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпи­рической интерпретации;

4) гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне теоретичес­ких знаний и практических возможностях исследования;

5) логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю непротиворечивость.

Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо:

а) стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвя­занных гипотез;

6) указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпиричес­ких показателей входящих в нее переменных.

В соответствии с разработанными гипотезами, целями и задачами исследования в каждом конкретном случае строится собственная исследо­вательская стратегия — стратегический план.

Различают три варианта стратегического плана исследования: 1) раз­ведывательный (формулятивный), 2) описательный (аналитический), 3) эк­спериментальный.

1. Цель разведывательного плана — уточнение проблемы и формули­ровка гипотез. Применяется в случае отсутствия ясных представлений об объекте исследования. Такой план предполагает три стадии работы:

1) тщательная работа с документами,

2) проведение интервью с экспертами (специалистами) с целью полу­чения дополнительных знаний и формулировки гипотез,

3) разведывательное наблюдение.

• Разведывательный план необходимо отличать от пробного или пило­тажного исследования, которое осуществляется для проверки методик ис­следования.

2. Цель описательного плана — строгое описание качественно-коли­чественных особенностей объекта. Используется тогда, когда имеющиеся знания объекта позволяют сформулировать описательную гипотезу. Сбор информации по описательному плану проводится на основе выборочного или монографического исследования, анкетирования, группировки.

3. Цель экспериментального плана — установление причинно-след­ственных связей в объекте. Его применяют при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснитель­ные гипотезы. Наиболее надежным методом здесь является проведение социального эксперимента.

Кроме стратегического плана исследования в методическую часть про­граммы включается характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, наблюдения и др.), а также проект выборки (определение обследуемой совокупности соци­альных объектов).

Общие методические требования к программе социологического ис­следования:

1. Необходимость разработки теоретико-методологической программы.

2. Все положения программы должны быть четкими, структурные ком­поненты продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сфор­мулированы.

3. Все звенья программы исследования должны быть логически пос­ледовательными.

4. Возможность внесения в программу необходимых корректив.

Основные процедурные мероприятия, связанные с качественным про­ведением социологического исследования отражает его рабочий план.

Рабочий план шире программы исследования. Его задача—упорядо­чить основные этапы исследования в соответствии с программой, кален­дарными сроками, материальными и людскими затратами.

Структурные компоненты рабочего плана включают его этапы и раз­личные по видам и форме научно-исследовательские и технические про­цедуры и операции:

• пилотажное исследование — предварительная проверки качества методик и процедур основного исследования;

• полевое исследование — изучение объекта в естественных, “поле­вых” условиях;

• подготовка данных для обработки и обработка данных;

• составление отчета.

studfile.net

Как провести социологическое исследование

Последовательность социологического исследования

Существование социологии невозможно без сбора различной эмпирической информации. Исследователь при проведении социологического исследования пользуется официальной статистикой, публикуемой в различных печатных изданиях. И только недостающую информацию он собирает посредством социологических опросов, в результате которых выясняются субъективные мнения респондентов. Ответы подвергаются математическому усреднению и уже обобщенные данные излагаются в статистических таблицах, формулируются и объясняются закономерности. Конечный итог любого социологического исследования заключается в построении научной теории, позволяющей предсказывать будущие явления и формулировать практические рекомендации.

Программа – первый этап исследования

Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, определения целей и гипотез, построения некой теоретической модели. После этого можно переходить к разработке инструментария, к сбору первичных данных и обработке полученной информации. Стратегия исследования излагается в программе исследования, состоящей из теоретической модели предмета исследования, эмпирической схемы объекта исследования, методов и методик, используемых для получения данных, анализа и интерпретации данных. Программа исследования не включает в себя научный отчет с описанием итогов.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные исследования

Замечание 1

Социология – это наука о социально типичных явлениях.

Это наука, точно знающая мысли и желания среднестатистического человека. При помощи анкетирования и количественных распределений ответов в анкете социология определяет типичное мнение группы людей.

Данные являются первичной информацией, полученной в результате социологического исследования, они включают ответы респондентов, итоги наблюдения, оценки экспертов.

Первичные данные или статистическая информация проходит математическую обработку и выражается в виде таблиц с распределением ответов респондентов.

Обработка данных

Определение 2

Обработка социологической информации - это математико-статистическое преобразование данных, делающее их компактными и пригодными для дальнейшего анализа и интерпретации.

В основе таких преобразований лежит теория вероятностей, которая определяет технологию формирования выборочной совокупности и электронной обработки данных. С ней тесно связана процедура эмпирического обобщения - статистический вывод. В основе статистических выводов лежит индукция, т.е. умозаключение от фактов к определенной гипотезе.

Статистический вывод представляет собой индуктивное обобщение, которое строится на базе математической обработки и суммирования определенного множества единиц исследования. Например, опросив $1\500$ избирателей, выяснилось, что более $60\%$ людей пожилого возраста на последних выборах проголосовали за коммунистов. В процессе исследования изучалась статистическая связь возраста и электорального поведения. Статистический вывод в данном случае будет следующим: чем больше возраст респондентов, тем больше вероятность того, что он проголосует за представителей коммунистов. И, соответственно, наоборот. Это количественный вывод. Логический и теоретико-гипотетический выводы являются качественными.

Статистический вывод относится к области вероятностного знания.

Определение 3

Вероятность – это числовое выражение степени возможного появления случайного события при определенных, повторяющееся неограниченное количество раз условиях.

Теория вероятностей выясняет закономерности, возникающие при взаимодействии большого количества случайных факторов. Главный закон теории вероятности – закон больших чисел, используется для формирования выводов в социологических исследованиях. Суть данного закона в том, что совокупное действие большого количества случайных факторов приводит к результату практически не зависящему от случая. Закон больших чисел используется социологами в статистических расчетах, без него невозможна эмпирическая социология. Закон применяется для анализа процентного распределения ответов респондентов. На законе больших чисел базируются выборочные обследования в социологии. Здесь действует правило: судить о многих на основании знания о немногих.

После математической обработки данные принимают форму числовых выражений, описывающих один или несколько фактов. Несколько фактов, сгруппированных в общий статистический ряд, могут говорить о следующем:

  • о тенденции,
  • о закономерности,
  • достаточно редко о законе.

Основы выборочного обследования

Замечание 2

Большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер.

Выборочное исследование подразумевает отбор определенного количества людей по строгим правилам, отражающих структуру изучаемого объекта по социально-демографическим признакам.

Выборочное обследование является более экономичным и достаточно надежным методом исследования, но требует более сложной методики и техники. Основой исследования является выборочная совокупность, составляющаяся на базе генеральной совокупности. После этого решается вопрос о типе выборки, которые могут быть трех видов:

  • сплошные: переписи, референдумы;
  • случайные, включая вероятностную, систематическую, районированную, гнездовую;
  • неслучайные, включая стихийную, квотную и методом основного массива.

spravochnick.ru


Смотрите также